На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Простите, Евгений Данилович!

Когда уже в таком возрасте, как грозный и мудрый преподаватель мастерства кинокритика Евгений Данилович Сурков в пору наших занятий во ВГИКе, и сам тоже читаешь лекции в учебных заведениях, куда острее понимаешь его искреннюю обиду, что студенты, к которым он особенно благоволил (имею в виду также и себя), вдруг не являлись в институт с утра. А ведь как было: проболтаешь в общежитии про кино до трёх ночи (порою даже позже!) - и потом элементарно проспишь начало занятий.
Между тем, мы преклонялись перед Сурковым - и когда он, разочаровавшись в отдельных своих "любимчиках", однажды отказался приезжать на лекции, всем курсом отправились к нему домой и стали умолять вернуться. А Евгений Данилович хоть и был весьма злопамятным (мне лично во время бесед-прогулок туда-сюда по третьему этажу ВГИКа он однажды в ответ на вопрос о Кире Муратовой сказал, буквально побелев от ярости: "Никогда не упоминайте при мне её имя"), иногда соглашался царственно сменить гнев на милость.
Несмотря на сложный, неоднозначный, противоречивый, временами неадекватный характер, Сурков мог сохранять долгие дружеские отношения и с писателем Леонидом Леоновым, и с театральным режиссёром Анатолием Эфросом (кстати, пользуясь этим, я ходил на эфросовские спектакли - и контрамарки мне заказывал сам Евгений Данилович), и с кинорежиссёром Андреем Тарковским, которому по возможности пытался помочь, в том числе публикациями в журнале "Искусство кино".
Евгений Сурков являлся, на мой взгляд, одним из умнейших людей своего времени, тонко чувствующих и отлично понимающих искусство, однако "продавший свой талант дьяволу", как и Адриан Леверкюн, главный герой высоко ценимого им "Доктора Фаустуса" Томаса Манна. Можно даже запоздало предположить, что вообще не случайно появление Суркова на свет именно 31 октября, аккурат в Хэллоуин (пусть это - западный праздник, о существовании которого мы долго не ведали). А по мне, так куда знаменательнее, что это канун Дня всех святых. И сочетание божественного и дьявольского в одном человеке (они ведут между собой вечную битву - совсем по Достоевскому, которого тоже чтил Евгений Данилович) - это поистине трагическая история, даже вне зависимости от реального исхода жизни того, кого не раз спасали врачи от смерти, но впоследствии он сам пожелал уйти из этого мира.
Довольно необычно вдруг осознать, что вроде бы впервые я могу отметить 100-летие действительно значимой персоны в области культуры, кого я лично знал, с кем общался на протяжении нескольких лет.
И простите меня, Евгений Данилович, что я порою пропускал занятия, хотя был удостоен редкой чести вести с Вами разговоры вне учебных аудиторий и даже пару раз у Вас дома в гостях.
Я помню о Вас.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Искренность на грани кича

    Французский режиссёр Леос Каракс, который отметил в конце прошлого года своё шестидесятилетие, снимает крайне редко после трёх первых картин: начиная…

  • И когда сено косят, а рожь убирают

    Продолжая заниматься сценарием большого сериала, поневоле пытаешься определить месяц, когда происходит действие той или иной серии, чтобы обозначить…

  • Андалузский сюр

    Подал вчера заявку на участие фильма "...и будет дочь" в конкурсе международного кинофестиваля в Севилье, что находится в Андалусии,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments