На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Список Кудрявцева, часть 1

Многие любят составлять всевозможные списки лучших фильмов всех времен и народов - накануне столетия кино подобная страсть охватила все издания, так или иначе посвященные разным экранным формам: кинематографу, телевидению, видео. Часто в качестве лучших фильмов опрашиваемые называют свои любимые ленты, что, разумеется, не является одним и тем же. Я сам как зритель и как критик-профессионал имею различные, порой противоречащие предпочтения. И вообще понятие «лучшее» довольно относительно - все познается в сравнении или с определенной временной дистанции. Разумнее определить те картины, которые являются этапными в истории мирового кино, оказавшими большое влияние на развитие средств кинематографической выразительности, сформировавшими целые направления в киноискусстве или ставшими высшими достижениями в различных видах и жанрах.
Хотя и в случае подобного отбора неизбежно проявление субъективных взглядов, и каждый из участвующих в опросе, конечно, ограничен рамками того, что ему лично довелось увидеть. Бывают досадные пробелы в кинообразовании даже профессионалов - отечественные критики хуже знают зарубежное кино, а заграничные, напротив, почти не имеют никакого представления о нашем кинематографе, который остается как бы в стороне от мирового кинопроцесса. В некоторых случаях крайне затруднительно выбрать какое-то одно или два произведения режиссеров, чье творчество в целом заслуживает самой высочайшей оценки - допустим, Роберта Олтмена, Райнера Вернера Фассбиндера, Милоша Формана или Миклоша Янчо.
Исходя из всех этих причин, я пришел к выводу, что должен представить своеобразный «Список Кудрявцева» (не потому, что придерживаюсь завышенного мнения о собственной персоне, а делая упор именно на личный принцип отбора кинолент), но разбить его на несколько частей: «Сто этапных фильмов мирового кино», «Сто любимых кинокартин», «Сто отечественных кинолент». Надеюсь, что предлагаемый мною рейтинг будет воспринят без предубеждения, всего лишь как повод для сопоставления со своими предпочтениями в кино. Любой из читателей, безусловно, может составить иной список лучших и любимых фильмов.

CТО ЭТАПНЫХ ФИЛЬМОВ МИРОВОГО КИНО
(в хронологическом порядке)

1. «Рождение нации» (The Birth of a Nation), США, 1915, режиссер Дэвид Уорк Гриффит
2. «Нетерпимость» (Intolerance), США, 1916, Дэвид Уорк Гриффит
3. «Отец Сергий», Россия, 1918, Яков Протазанов
4. «Кабинет доктора Калигари» (Das Kabinett des Dr. Caligari), Германия, 1919, Роберт Вине
5. «Носферату, симфония ужаса» (Nosferatu, Eine Symphonie des Grauens), Германия, 1922, Фридрих Вильгельм Мурнау
6. «Доктор Мабузе, игрок» (Dr. Mabuse der Spieler), Германия, 1922, Фриц Ланг
7. «Стачка», СССР, 1924, Сергей Эйзенштейн
8. «Последний человек» (Der letzte Mann), Германия, 1924, Фридрих Вильгельм Мурнау
9. «Броненосец «Потемкин», СССР, 1925, Сергей Эйзенштейн
10. «Метрополис» (Metropolis), Германия, 1926, Фриц Ланг
11. «Страсти Жанны Д'Арк» (La passion de Jeanne d'Arc), Франция, 1927, Карл Теодор Дрейер
12. «Андалузский пес» (Un chien andalou), Франция, 1928, Луис Бунюэль
13. «Человек с киноаппаратом», СССР, 1929, Дзига Вертов
14. «Земля», СССР, 1930, Александр Довженко
15. «Голубой ангел» (Der blaue Engel), Германия, 1930, Джозеф Штернберг
16. «М» (М), Германия, 1931, Фриц Ланг
17. «Огни большого города» (City Lights), США, 1931, Чарльз Спенсер Чаплин
18. «Ноль за поведение» (Zero de conduit), Франция, 1932, Жан Виго
19. «Окраина», СССР, 1933, Борис Барнет
20. «Аталанта» (L'Atalante), Франция, 1934, Жан Виго
21. «Великая иллюзия» (La grande illusion), Франция, 1937, Жан Ренуар
22. «Дилижанс» (Stagecoach), США, 1939, Джон Форд
23. «День начинается» (Le jour se leve), Франция, 1939, Марсель Карне
24. «Унесенные ветром» (Gone with the Wind), США, 1939, Виктор Флеминг
25. «Правила игры» (La regle du jeu), Франция, 1939, Жан Ренуар
26. «Великий диктатор» (The Great Dictator), США, 1940, Чарльз Спенсер Чаплин
27. «Фантазия» (Fantasia), США, 1940, художественный руководитель Уолт Дисней
28. «Гражданин Кейн» (Citizen Kane), США, 1941, Орсон Уэллс
29. «Вечерние посетители» (Les visiteurs du soir), Франция, 1942, Марсель Карне
30. «Рим, открытый город» (Roma citta aperta), Италия, 1945, Роберто Росселлини
31. «Иван Грозный», вторая серия, СССР, 1945, Сергей Эйзенштейн
32. «Орфей» (Orphee), Франция, 1949, Жан Кокто
33. «Расёмон», Япония, 1950, Акира Куросава
34. «Дневник сельского священника» (Le journal d'un cure de campagne), Франция, 1950, Робер Брессон
35. «Ровно в полдень» (High Noon), США, 1952, Фред Циннеман
36. «Луна в тумане» (Угэцу моногатари), Япония, 1953, Кэндзи Мидзогути
37. «Дорога» (La strada), Италия, 1954, Федерико Феллини
38. «Семь самураев» (Ситинин-но самурай), Япония, 1954, Акира Куросава
39. «Управляющий Сансё» (Сансё даю), Япония, 1954, Кэндзи Мидзогути
40. «Слово» (Ordet), Дания, 1955, Карл Теодор Дрейер
41. «Бунтовщик без причины» (Rebel without a Cause) США, 1955, Николас Рей
42. «Песнь дороги» (Патер панчали), Индия, 1955, Сатьяджит Рей
43. «Седьмая печать» (Det sjunde inseglet), Швеция, 1956, Ингмар Бергман
44. «Замок паутины»/«Трон в крови» (Кумонэсу-дзё), Япония, 1957, Акира Куросава
45. «Назарин» (Nazarin), Мексика, 1957, Луис Бунюэль
46. «Земляничная поляна» (Smultronstallet), Швеция, 1957, Ингмар Бергман
47. «Летят журавли», СССР, 1957, Михаил Калатозов
48. «Пепел и алмаз» (Popiol i diament), Польша, 1958, Анджей Вайда
49. «Хиросима, моя любовь» (Hiroshima, mon amour), Франция, 1958, Ален Рене
50. «На последнем дыхании» (A bout de souffle), Франция, 1959, Жан-Люк Годар
51. «Сладкая жизнь» (La dolce vita), Италия-Франция, 1959, Федерико Феллини
52. «Приключение» (L'avventura), Италия-Франция, 1959, Микеланджело Антониони
53. «Психоз» (Psycho), США, 1960, Альфред Хичкок
54. «Виридиана» (Viridiana), Испания, 1960, Луис Бунюэль
55. «Голый остров» (Хадака-но сима), Япония, 1961, Канэто Синдо
56. «Жюль и Джим» (Jules et Jim), Франция, 1961, Франсуа Трюффо
57. «В прошлом году в Мариенбаде» (L'annee derniere a Marienbad), Франция-Италия, 1961, Ален Рене
58. «Иваново детство», СССР, 1961, Андрей Тарковский
59. «Жить своей жизнью» (Vivre sa vie), Франция, 1962, Жан-Люк Годар
60. «Восемь с половиной» (Otto e mezzo), Италия-Франция, 1962, Федерико Феллини
61. «Слуга» (The Servant), Великобритания, 1963, Джозеф Лоузи
62. «Молчание» (Tystnaden), Швеция, 1963, Ингмар Бергман
63. «Обыкновенный фашизм», СССР, 1965, Михаил Ромм
64. «Персона» (Persona), Швеция, 1966, Ингмар Бергман
65. «Фотоувеличение» (Blow Up), Великобритания-Италия, 1966, Микеланджело Антониони
66. «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев»), СССР, 1966-1969, Андрей Тарковский
67. «Бонни и Клайд» (Bonnie and Clyde), США, 1967, Артур Пенн
68. «Самурай» (Le samourai), Франция-Италия, 1967, Жан-Пьер Мельвиль
69. «2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey) Великобритания, 1968, Стенли Кубрик
70. «Теорема» (Teorema), Италия, 1968, Пьер Паоло Пазолини
71. «Дикая банда» (The Wild Bunch), США, 1968, Сэм Пекинпа
72. «Гибель богов»/«Проклятые» (Gottdammerung/The Damned) Италия-ФРГ-Швейцария, 1968, Лукино Висконти
73. «Беспечный ездок» (Easy Rider), США, 1969, Деннис Хоппер
74. «Конформист» (Il conformista), Италия-Франция-ФРГ, 1970, Бернардо Бертолуччи
75. «Смерть в Венеции» (Death in Venice), Италия-Франция, 1971, Лукино Висконти
76. «Последний киносеанс» (The Last Picture Show), США, 1971, Питер Богданович
77. «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange), Великобритания, 1971, Стенли Кубрик
78. «В.Р. - Мистерии организма» (W.R. - Mysterije organisma) Югославия-ФРГ, 1971, Душан Макавеев
79. «Крестный отец», трилогия (The Godfather), США, 1971, 1974, 1990, Фрэнсис Форд Коппола
80. «Скромное обаяние буржуазии» (Le charme discret de la bourgeoisie), Франция-Испания-Италия, 1972, Луис Бунюэль
81. «Последнее танго в Париже» (Last Tango in Paris), Италия-Франция, 1972, Бернардо Бертолуччи
82. «Шепоты и крик» (Viskningar och rop), Швеция, 1972, Ингмар Бергман
83. «Вальсирующие» (Les valseuses), Франция, 1973, Бертран Блие
84. «Опустошенные земли» (Badlands), США, 1973, Терренс Малик
85. «Большая жратва» (La grande bouffe), Франция-Италия, 1973, Марко Феррери
86. «Алиса в городах» (Alice in den Stadten), ФРГ, 1974, Вим Вендерс
87. «Амаркорд» (Amarcord), Италия-Франция, 1974, Федерико Феллини
88. «Зеркало», СССР, 1974, Андрей Тарковский
89. «Коррида любви»/«Империя чувств» - (Ай-но коррида/L'empire des sens), Япония-Франция, 1976, Нагиса Осима
90. «Отвратительные, грязные, злые» (Brutti, sporchi e cattivi), Италия, 1976, Этторе Скола
91. «Жестяной барабан» (Die Blechtrommel), ФРГ-Франция при участии ПНР, 1979, Фолькер Шлёндорф
92. «Александр Великий» (O Мегалександрос), Греция-Италия, 1980, Тео Ангелопулос
93. «Е.Т., Инопланетянин» (E.T., the Extra-Terrestrial), США, 1982, Стивен Спилберг
94. «Фицкарральдо» (Fitzcarraldo), ФРГ, 1982, Вернер Херцог
95. «Начальник опергруппы» («Мой друг Иван Лапшин»), СССР, 1982-1985, Алексей Герман
96. «Кояанискатси»/«Суматошная жизнь» (Koyaanisqatsi), США, 1983, Годфри Реджо
97. «Однажды в Америке» (Once upon a Time in America), США-Италия, 1983, Серджо Леоне
98. «Небо над Берлином»/«Крылья желания» (Himmel uber Berlin/Les ailes du desir), ФРГ-Франция, 1987, Вим Вендерс
99. «Список Шиндлера» (Schindler's List), США, 1993, Стивен Спилберг
100. «Криминальное чтиво» (Pulp Fiction), США, 1994, Квентин Тарантино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 146 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →