На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

В эту игру могут играть двое

Фильм «Тайная церемония», поставленный в Великобритании режиссёром Джозефом Лоузи в 1968 году, хоть и не принадлежит к числу лучших и самых признанных работ (среди них принято выделять своего рода трилогию «Слуга»-«Несчастный случай»-«Посредник», снятую на основе умных и тонких сценариев Гарольда Пинтера), но в немалой степени является показательным и даже принципиальным для понимания его творчества.
Можно сказать, что на протяжении почти сорока лет Лоузи так или иначе интересовался дотошным и вдумчивым анализом порою сложных и запутанных взаимоотношений, как правило, узкого круга лиц, зачастую - всего лишь двоих, которые состоят друг с другом вовсе не обязательно в интимной связи, а соотносятся в иной иерархической структуре, например, как хозяин и слуга, манипулирующий и манипулируемый, вроде бы желающий подчинять себе и тот, кто готов подчиняться. Но парадоксальность ситуаций, основательно и целенаправленно выстраиваемых автором этих картин, заключается в том, что персонажи могут меняться местами и вообще становиться прямо противоположными самим себе, каковыми они были в начале хитроумной игры по «перемене участи», в некой тайной церемонии или загадочном ритуале, далеко не всегда понятных тем, кто не вовлечён в строго очерченное поле особых правил и намеренно избранных ролей.
Пожалуй, следует посчитать определённым недостатком «Тайной церемонии», что Джозеф Лоузи, заявляя с первых же сцен словно мистическую и чуть ли не загробную составляющую рассказываемой истории, в которой одинокая женщина, некогда лишившаяся дочери, оказывается преследуемой какой-то девушкой, ведущей себя так, будто её собственная мать наконец-то вернулась с того света, потом всё же не ограничивается этими двумя персонажами, а вводит дополнительных действующих лиц. И это несколько снижает ощущение внутреннего напряжения и необъяснимого страха при балансировании на узкой грани между реальным и ирреальным, когда отдалённо маячит угроза однажды сорваться в бездну безумия, что как раз возникает в странных взаимоотношениях «матери» и «дочери», вроде бы повенчанных смертью своих близких, одновременно испытывающих подсознательную тягу друг к другу, в чём даже можно углядеть намёк на скрытый лесбийский и косвенно инцестуальный аспект данной связи двух особ женского пола разного возраста.
Актёрский дуэт Элизабет Тейлор-Миа Фэрроу (Тейлор накануне сыграла у Лоузи в неудачной ленте «Бум!» истеричную богачку в ожидании смерти, а Фэрроу прославилась в роли «забеременевшей от Сатаны» в фильме «Ребёнок Розмари» Романа Полянского) - лучшее, что есть в «Тайной церемонии». И многое из остающегося непрояснённым и таинственным точно выражено обеими исполнительницами не столько за счёт довольно экстравагантного поведения их героинь, сколько благодаря взглядам и жестам, обмолвкам и недоговорённостям, всего того, что вроде как подразумевается, но явно не подчёркивается. Даже может родиться такая неожиданная аналогия, что эта картина Джозефа Лоузи, оказавшаяся в тени его знаменитых работ, в каком-то плане предвосхищает «испорченные фантазии» Дэвида Линча, допустим, его «Малхолланд Драйв».
Кстати, мотив двойственности отдельных персон и чуть ли не всего сущего - это тоже постоянный мотив в творчестве заслуженного киноцеремониймейстера Лоузи, сильнее проявившийся, помимо упомянутой трилогии, ещё в лентах «Романтичная англичанка» и «Месье Клейн», когда пугает не одна лишь возможность взаимозаменяемости людей и вообще полной их подмены, а гнетущее ощущение подчас теряемой границы между двумя мирами - подлинным и иллюзорным, здешним и потусторонним. К сожалению, в «Тайной церемонии» режиссёру не всегда удаётся пройти по туго натянутому канату и не сорваться.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments