На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Одиночество вора в Чикаго

Хотя первый игровой фильм американского режиссёра Майкла Мэнна под названием «Миля в Джерико», снятый для ТВ в 1979 году, показывался в кинотеатрах за пределами США, официальным дебютом этого постановщика в большом кинематографе считается «Вор» (1981), даже удостоившийся чести быть представленным в конкурсной программе престижного Каннского кинофестиваля. В данном факте можно обнаружить определённую закономерность, поскольку в картине Мэнна так или иначе чувствуется влияние европейского криминального кино, прежде всего - французских «поляров»: от «Потасовки среди мужчин» Жюля Дассена до «Красного круга» Жан-Пьера Мельвиля, которые были, в свою очередь, созданы режиссёрами, хорошо знающими (а тем более - лично причастными, как Дассен) к такому направлению в американском кинематографе, как film noir.
Вот это необычное взаимопроникновение французского и американского в картине о «независимом преступнике», который предпочитает совершать свои дела если не в одиночку, то при содействии довольно узкого круга проверенных подельников, можно было почувствовать ещё в «Водителе» (1978) Уолтера Хилла, где сильнее проявились стилевые изыски, да и сама история являлась, скорее, авантюрно-романтической драмой. Но и «Вор» не столь уж похож на типичную crime story (кстати, так назывался телесериал, позднее инициированный Майклом Мэнном, как и «Полиция Майами. Отдел нравов»), и если искать косвенную аналогию в творческой карьере самого постановщика, то вспоминается его лучшая работа «Схватка», пусть гораздо больше сюжетных перекличек с этой лентой 1995 года имеется у телевизионного фильма «Захват в Лос-Анджелесе» (1989).
Романная форма с разветвлённым на несколько линий повествованием, которая оказалась именно внове в криминальной картине «Схватка», существует в «Воре» даже не в зачаточном состоянии, как предположили некоторые из толкователей раннего произведения Мэнна, а в виде вроде бы необязательных отступлений и словно намеренных затяжек действия. Достаточно сказать, что главный герой, профессиональный вор-медвежатник из Чикаго по имени Фрэнк, произносит первую и малозначительную фразу на восьмой минуте, а разговаривать начинает лишь на одиннадцатой минуте. С другой стороны, одна из лучших сцен в этой картине - довольно долгий разговор в кафе, где Фрэнк предлагает, так сказать, руку и сердце той женщине, которую он выбрал для осуществления своей личной «американской мечты» о тихой и благополучной семейной жизни после того, как удалится от воровских дел.
Лента почти 35-летней давности может показаться по сравнению с современными «продвинутыми блокбастерами» (допустим, в сопоставлении с новым дорогостоящим и всё-таки провалившимся в прокате «Чёрным хакером» / «Кибером» того же Майкла Мэнна) романтически-старомодной. Но право же, персонажу в исполнении Джеймса Канна, между прочим, считающего «Вор» одним из самых любимых, наряду с «Крёстным отцом», где он прославился, действительно сочувствуешь и проникаешься большой человеческой симпатией. Вот если бы не «приклеенный финал», искусственно чрезмерный и фальшиво бравурный, кинодебют Мэнна мог бы стать достойным примером «неонуара» на стыке европейского и американского кино.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments