На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

"ЭКИПАЖ"
СССР. 1979. 144 минуты.
Режиссёр Александр Митта
Авторы сценария Юлий Дунский, Валерий Фрид, Александр Митта при участии Бориса Уриновского 
Оператор Валерий Шувалов
Художник Анатолий Кузнецов
Композитор Альфред Шнитке
В ролях: Георгий Жжёнов, Леонид Филатов, Анатолий Васильев, Александра Яковлева, Ирина Акулова, Екатерина Васильева, Юрий Горобец, Комаки Курихара, Александр Павлов, Галина Гладкова
Посещаемость - по 71,1 млн. зрителей на серию при тираже 1556 копий
Оценка - 7,5 (из 10)

Кинороман с элементами фильма-катастрофы

Герои этой картины - экипаж советского самолёта, перевозящего грузы и пассажиров где-то в Африке - попадают как бы на край света, тем более - в ситуацию словно конца света, когда земля уходит из-под ног, поблизости извергается огненная лава, а самолёт - будто Ноев ковчег, единственное спасительное пристанище. Чаще всего принято оценивать "Экипаж" как первый (и вполне достойный уважения) пример советского фильма-катастрофы. Он закономерно вызвал ажиотаж публики даже в столь рекордный олимпийский год - 1980-й, когда не только сразу пять лент превысили пятидесятимиллионный рубеж, но три из них ("Пираты ХХ века" - тоже ведь действие разворачивалось "вдали от Родины"; "Москва слезам не верит" и "Экипаж") стали самыми популярными за всю историю советского кино. Ещё обращали особое внимание на ту непозволительную смелость, с которой режиссёр Александр Митта при содействии актёров Леонида Филатова и Александры Яковлевой показал интимные внебрачные взаимоотношения между бортинженером-ловеласом Скворцовым и стюардессой по имени Тамара. Соблазняющая цветомузыка в спальне Скворцова, созданная при помощи аэродромных сигнальных огней, превратилась в предмет желаний для многих зрителей (кое-кто даже выкрадывал эти устройства с крыш высоких домов).
И всё-таки было бы плодотворнее подойти к безусловному феномену "Экипажа" с иной точки зрения. Конечно, можно заявить, что киноначальство было весьма удовлетворено идеей превращения скромных тружеников "Аэрофлота" в настоящих героев "без страха и упрека" (забавно, что так называлась вторая постановка Митты). Поистине, забываются все прежние страхи, обиды и прегрешения, когда надо взлетать с уже горящей, как в аду, аэродромной полосы. Но успех фильма в немалой степени обязан счастливо найденному приёму сочетания приключенческих и мелодраматических моментов в жизни персонажей, а также благодаря общей романной структуре. Между прочим, если проанализировать первую "пятидесятку" отечественных кинорекордсменов (они как раз и преодолели отметку в 50 миллионов зрителей), то зачатки романа можно обнаружить в самых разных по жанру лентах. И если бы не было в "Экипаже" порой подробного обзора того, что было с героями, их родными и любимыми до финального поединка с природной стихией, вряд ли бы мы так же переживали за явно "киношный" благополучный исход.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments