На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:
"ЭКИПАЖ"
СССР. 1979. 144 минуты.
Режиссёр Александр Митта
Авторы сценария Юлий Дунский, Валерий Фрид, Александр Митта при участии Бориса Уриновского 
Оператор Валерий Шувалов
Художник Анатолий Кузнецов
Композитор Альфред Шнитке
В ролях: Георгий Жжёнов, Леонид Филатов, Анатолий Васильев, Александра Яковлева, Ирина Акулова, Екатерина Васильева, Юрий Горобец, Комаки Курихара, Александр Павлов, Галина Гладкова
Посещаемость - по 71,1 млн. зрителей на серию при тираже 1556 копий
Оценка - 7,5 (из 10)

Кинороман с элементами фильма-катастрофы

Герои этой картины - экипаж советского самолёта, перевозящего грузы и пассажиров где-то в Африке - попадают как бы на край света, тем более - в ситуацию словно конца света, когда земля уходит из-под ног, поблизости извергается огненная лава, а самолёт - будто Ноев ковчег, единственное спасительное пристанище. Чаще всего принято оценивать "Экипаж" как первый (и вполне достойный уважения) пример советского фильма-катастрофы. Он закономерно вызвал ажиотаж публики даже в столь рекордный олимпийский год - 1980-й, когда не только сразу пять лент превысили пятидесятимиллионный рубеж, но три из них ("Пираты ХХ века" - тоже ведь действие разворачивалось "вдали от Родины"; "Москва слезам не верит" и "Экипаж") стали самыми популярными за всю историю советского кино. Ещё обращали особое внимание на ту непозволительную смелость, с которой режиссёр Александр Митта при содействии актёров Леонида Филатова и Александры Яковлевой показал интимные внебрачные взаимоотношения между бортинженером-ловеласом Скворцовым и стюардессой по имени Тамара. Соблазняющая цветомузыка в спальне Скворцова, созданная при помощи аэродромных сигнальных огней, превратилась в предмет желаний для многих зрителей (кое-кто даже выкрадывал эти устройства с крыш высоких домов).
И всё-таки было бы плодотворнее подойти к безусловному феномену "Экипажа" с иной точки зрения. Конечно, можно заявить, что киноначальство было весьма удовлетворено идеей превращения скромных тружеников "Аэрофлота" в настоящих героев "без страха и упрека" (забавно, что так называлась вторая постановка Митты). Поистине, забываются все прежние страхи, обиды и прегрешения, когда надо взлетать с уже горящей, как в аду, аэродромной полосы. Но успех фильма в немалой степени обязан счастливо найденному приёму сочетания приключенческих и мелодраматических моментов в жизни персонажей, а также благодаря общей романной структуре. Между прочим, если проанализировать первую "пятидесятку" отечественных кинорекордсменов (они как раз и преодолели отметку в 50 миллионов зрителей), то зачатки романа можно обнаружить в самых разных по жанру лентах. И если бы не было в "Экипаже" порой подробного обзора того, что было с героями, их родными и любимыми до финального поединка с природной стихией, вряд ли бы мы так же переживали за явно "киношный" благополучный исход.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments