На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Вот что пишет 24-летний зритель об "Отзвуке"

"Общее впечатление о фильме. Стыдно признаться, но у Звягинцева я смотрел только "Елену". Даже "Левиафан" так и не посмотрел.
Так вот, если воспринимать "Отзвук" и как "социальное кино", то оно намного глубже, психологичнее, умнее. Одновременно показывает и красоту природы, и человеческое одиночество среди неё, самый сильный символ картины для меня - одинокое дерево, выросшее на высоком холме. так и не переплетясь корнями с другим. И это же дерево в доме одинокого художника, которому также отказали в любви, но и у сестры Нины - Риты в итоге - в душе лишь пустота.
Честно говоря, я думал, что фильм не так красиво снят. Но в нём замечательная операторская работа, такая природа, поля поздним летом и алый закат - бывают только в деревне.
И ещё, что мне показалось в сравнении с фильмом Терренса Малика "Древо жизни" - чувствуется соединение природы, её переживаний и тревог, и сопереживания в душе человека, когда внешний мир - от одинокого дерева до предосенних, желтеющих полей едины в своей грусти с одиночеством Нины.
А вот операторская работа в сценах "быта" мне не так понравилась. Кажется, часто работала одна камера, в сцене застолья камера движется как-то немного неровно.
Актерские работы мне также очень понравились. Особенно хотелось бы отметить роль Нины. Немного слабее показалась только актриса, игравшая её сестру, но, может быть, именно такой она и должны быть. Дочь сестры - Лена, не нашедшая любви и "убитая" человеком, который любить не способен - ставшая лишь пустой куклой, очень интересно сыгранная роль и талантливо. Муж Нины, в семейной паре для неё, видимо, заменявший ушедшего отца - и совершенно не способный к тому, чтобы быть мужчиной, по сути с безвольным женским характером в семье "лебедь".
В целом игра очень интересная, и какая-то естественная, непринуждённая.
В целом насчёт героев, единственный минус для меня в сценарии - кто-то писал о Серджио Леоне, что в его фильмах герои являются не только философскими категориями, но и живыми персонажами.
Лично мне показалось, что в этом фильме герои иногда выступают именно как конкретный тип - либо как до конца самоотверженный человек, не могущий и подумать о том, чтобы уйти от мужа, либо как её сестра - человек пустой, неглубокий, живущий по принципу "функциональности" - бери от жизни всё.
И вот здесь я хотел бы сказать больше о сюжете фильма, и том смысле, который лично я для себя понял.
Простите пожалуйста, но здесь я скажу вещи и критичнее, именно по тому, какое моё мировоззрение.
Одна из главных тем фильма - взаимоотношение "Я" и "Другого", там, где могло бы быть взаимопонимание и любовь - отчуждённость, невозможность понять и принять друг друга.
Я не могу сказать, что явно идеализируемая в фильме Нина - образец любви и понимания Другого. И она тоже любит Виктора скорее как ушедшего от неё отца, ради которого она бы всё сделала, только будь он с ней, не уходи и не бросай он её, маленькую девочку и её мать в своё время.
Но это подмена "Другого" своим представлением, и она приводит только к конфликту - чтобы Нина не делала, Виктор несчастлив в браке.
Другое столкновение "Я" и "другого" в фильме - невозможность понимания, настоящей любви в современной России из-за подмены истинных отношений функциональностью, стремлением к внешней успешности за счёт использования другого человека, в конечном счёте, убивающее всё живое в человеке, превращающее его в пустую куклу.
Это - и молодой человек Лены, "не способный любить", Рита, вернувшаяся в деревню, но не способная здесь остаться с когда-то любимым человеком, и Виктор - вместо любящего человека прельстившийся "куклой" и выбравший тот же социальный успех.
Мне представляется, что в этом отношении он также намного глубже фильмов Звягинцева.
Он показывает, что не коррупция, не власть, а именно неприятие, разрушенность взаимопонимания на экзистенциальном уровне - основной источник зол для России.
Но моя критика в том, что финал из такого противостояния - в этой "жизненной юдоли" автору видится только один - уйти, "не быть", забрав из мира печали всех, кто ещё мучается - как Вы, кажется, примерно писали в одном из текстов.
И такой вывод я никогда не могу поддержать.
Проблема "Я и другого" раскрывалась как в российской литературе, так и философии. С надеждой на принятие между людьми и в конечном счёте в объединяющей любви к Богу у Достоевского, почти безнадёжно для "людей в футляре" в рассказах и особенно в пьесах Чехова, любовь к другому, из которой только и может жить человек, и сохраняться "Я" провозглашает Андрей Платонов - что так явно видно в рассказе "Река Потудань".
И компания, снявшая фильм, не случайно названа "Джан", по роману Андрея Платонова - но в этом фильме нет примера, когда отношения людей заключаются любовью, взаимопониманием, скорее в нём царит одиночество и опустошённость. Не только для Нины - все герои фильма так или иначе одиноки или "духовно мертвы".
И представляется, что такой вывод нельзя назвать правильным. Да, деревня уходит, отношения между людьми иногда бывают разрушены. Но и в России, можно найти примеры взаимной поддержки, от детских фондов "Подари жизнь" до гражданского активизма, которые не всегда разламываются осколками о гранит суровой реальности.
Даже вера в любовь, в лучшее, в смысл жизни самой по себе даёт силы жить - и любить, действительно понимать и принимать, в отличие от героев фильма, замечательную природу, переплетаться со всеми одинокими деревьями своими корнями.
Верится, что не только это возможно, но так и есть - и ещё возможно обнять другого человека "с тою силою, которая пытается вместить другого, любимого человека внутрь своей нуждающейся души".
Поэтому, финал картины, в котором героиня провозглашает принцип "все умрут и не останутся" чувствуется скорее как анти-платоновский, в отличие от писателя, в рассказах которого даже одинокие цветы могут пробиться и жить сквозь асфальт. давая жизнь своим детям.
Поэтому, хотелось бы вспомнить слова Андрея Платонова из рассказа "Возвращение":
"Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем".
Просто, я правда думаю, что цель творчества - во много, показывать людям и на возможно доброго исхода, ведь что было бы, если бы "Ночи Кабирии" заканчивались не жизнеутверждающей улыбкой Джульетты Мазины, а самоубийством героини?
Или Преступление и наказание не заканчивалось бы сценой, где Раскольников примиряется с Соней и читает Евангелие (что и произошло в одном из недавних сериалов)? На мой взгляд, это очень важная миссия, не только указать на проблему. но и на добрый выход из неё - а он, как показывает жизнь, есть всегда.
Конечно, часто жизнь бывает очень непроста, но я читал, например, о женском авиационном полке во Время Второй мировой. Женщины, хоронившие своих однополчанок, не только сохраняли общий дух, но и писали весёлые журналы - "крокодилы", написали серию стихов, которую после выпустили небольшой книгой. И дошли до Победы.
Мне кажется, проза Платонова - не только и не столько о тяготах жизни. но о том, как сила человеческого духа, и взаимная забота, любовь преодолевают выпадающие трудности даже в самую страшную для нашего народа эпоху.
Ещё раз прошу прощения за резкость - но смысловой посыл мне совсем не понравился.
Ведь и один из лучших наших фильмов - "Андрей Рублёв" Тарковского - о том, что можно жить, и нести людям добро, как колокольный звон, образ Бога - даже в самые трудные времена.
Более трудные, чем наши.
Но то, что на таком уровне снимают фильмы независимые команды - это действительно своего рода чудо - и даже доказательство, что несмотря ни на что "можно жить, работать можно".
Subscribe

  • Вместо нелюбви

    Рецензия написана для ivi.ru Можно предположить, что режиссёрам довольно скучно делать авторимейки, переснимая по-английски те фильмы, которые были…

  • Вцепившись мёртвой хваткой...

    Если только появишься в поликлинике после большого перерыва, то врачи будто бы со злорадством цепляются за тебя мёртвой хваткой - и начинают посылать…

  • "Но музыка - иной субстант"

    Надо мне сейчас составить список музыкальных произведений (не только классических, но и специально написанных) и указать их хронометраж в фильме…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments