На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
“ДЕВИЧИЙ ИСТОЧНИК” (Jungfrukallan)
Швеция. 1959. 88 минут.
Режиссёр Ингмар Бергман (Ingmar Bergman)
Автор сценария Улла Исакссон (Ulla Isaksson) 
Оператор Свен Нюквист (Sven Nykvist)
Художник П. А. Лундгрен (P.A. Lundgren)
Композитор Эрик Нордгрен (Erik Nordgren)
В ролях: Макс фон Сюдов (Max von Sydow), Биргитта Петтерссон (Birgitta Pettersson), Гуннель Линдблум (Gunnel Lindblom), Биргитта Вальберг (Birgitta Valberg), Аксель Дюберг (Axel Duberg), Тор Иседаль (Tor Isedal), Аллан Эдвалль (Allan Edwall), Уве Порат (Ove Porath), Аксель Слангус (Axel Slangus), Гудрун Брост (Gudrun Brost), Оскар Льюнг (Oscar Ljung)
Премии: особое упоминание жюри и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне в 1960 году, “Оскар” за лучший иноязычный фильм и “Золотой Глобус” за лучшую иноязычную ленту (поровну с “Истиной” / La verite) по итогам 1960 года
Оценка - 9,5 (из 10)

Историческая драма

Этот фильм шведского мастера кино Ингмара Бергмана, созданный на основе легенды XIV века об источнике, который возник на том месте, где была изнасилована юная дочь крестьянина, ехавшая в церковь, поражает и до сих пор. Но отнюдь не натурализмом и откровенностью сцены поругания. Простота, ясность, чистота и словно прозрачность избранной режиссёром манеры ненавязчиво заставляют нас почувствовать невинность и святость уединённого в самой глуши незамысловатого мира скромных людей, в том числе девушки Карин, нежного и кроткого создания. А эпизод насилия над ней воспринимается особенно обострённо и даже шокирующе только потому, что показан отражённо - глазами сводной сестры Карин, язычницы и ворожейки Ингери, которая пожелала ей смерти и уже успела раскаяться в этом, а также через потрясение и ужас мальчишки, не принявшего вместе с другими бродягами участие в надругательстве.
Ингмар Бергман в творческом союзе с замечательным оператором Свеном Нюквистом (он принимал участие ещё в съёмках картины “Вечер шутов”, но именно после “Девичьего источника” стал постоянным соавтором) потрясающе передаёт трагизм происходящего как бы по реакции самой природы, которая не приемлет зла. Поэтому финал с прорвавшимся из-под земли ручьём кажется закономерным проявлением не столько Божьей милости, сколько неравнодушия земной натуры, её животворного начала, очищающегося, но и очищающего от скверны - вопреки всему и во что бы то ни стало. Идея неистребимости добра, неизбывности самой жизни, возрождающейся вновь и вновь, только в другой форме, своеобразно преломляется в стилистике средневекового сказания, строгого и вместе с тем поэтичного, трагического и одновременно возвышенного, патетичного - и, пожалуй, это в последний раз освещает творчество Бергмана с такой силой и внутренней страстностью, позволяя пережить ощущение катарсиса.
“Девичий источник” подводит итог первой половины жизни и кинематографической деятельности шведского постановщика, знаменуя водораздел между жизнеутверждающими (наперекор чьей бы то ни было воле) произведениями и более мрачными, безысходными, как глухая ночь в “час волка”, работами 60-х годов. Лишь в 70-е опять забрезжат предрассветные сумерки, и уже на исходе творческого пути душа художника найдёт успокоение и благословение в воспоминаниях детства (“Фанни и Александр”, а также ряд картин, снятых по сценариям Ингмара Бергмана), которое ведь тоже подобно живительному источнику.
Subscribe

  • Хотя не пустили на просмотр

    Один из зрителей, давно купивший билет на показ фильма "...и будет дочь" в Кинозале Инженерного корпуса Третьяковской галереи, так и не…

  • Фильмы Мии Хансен-Лёве

    Фильмы Мии Хансен-Лёве (средний балл - 4,93) «Всё прощено» / Tout est pardonné (Франция, 2007) 5,5 «Отец моих детей»…

  • Отправили меня в "Парк наказаний"

    Мой постоянный читатель из Балтимора точно обеспечил работой, наверно, на целый месяц. Потому что мало мне будет написать рецензию на фильм…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments