На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Я ещё слышу гитару

Просматривая почти всю фильмографию французского режиссёра Филиппа Гарреля (а удалось ознакомиться с двадцатью его работами), я в итоге выбрал для рецензии самую последнюю картину «Ревность», снятую Гаррелем в 2013 году, то есть в возрасте 65 лет. Она во многом типична для него - как по тематике, так и по стилистике. Но меня лично привлекла тем, что в какой-то степени сохраняет дух наиболее атмосферных и как бы раскованных, импровизационных творений этого постановщика. И если одна из лучших лент Филиппа Гарреля, награждённая в 1991 году на Венецианском фестивале, называется «Я больше не слышу гитару», то новое творение следовало бы именовать так: «Я ещё слышу гитару» - тем более что гитара действительно звучит в музыкальном сопровождении фильма.
Сюжет прост и даже элементарен. Молодой актёр Луи уходит из семьи, хотя продолжает проводить немало времени с любимой дочерью Шарлотт. Он живёт в маленькой мансарде с другой женщиной - Клаудией, которая была некогда актрисой, но давно не получала ролей. Её угнетает подобное положение, поэтому при появлении удачного шанса поправить свою личную судьбу Клаудия покидает Луи, который тяжело переживает случившееся. Однако жизнь идёт своим чередом - и в ней всё-таки можно найти какие-то маленькие радости, позволяющие переносить все тяготы существования.
При обстоятельном изучении творчества Гарреля легко заподозрить, что он навязчиво повторяется - и снимает однообразное кино опять про то же самое. Но главное тут вовсе не что, а как! И невозможно предсказать, когда и почему магия кинематографического преображения реальности вдруг появляется, словно физически ощущаемая в кадре, или же внезапно ускользает, оставляя чувство растерянности и недоумения. Это из области непостижимых тайн, неуловимого присутствия духа на экране. То он, безусловно, есть - а то его нет и в помине! И ведь трудно объяснить словесно: по какому наитию определяешь подобное дуновение, оказывающееся мимолётным проявлением истинной сути кино. И впору испытывать ревность, что в одних случаях это удаётся, а в других - катастрофически не получается.
Загадка скрывается именно в том, насколько раскрепощённо и свободно чувствует себя автор, сумев настроиться на нужную волну, расслышав внутренний ритм смены кадров, чаще - чёрно-белых, как и здесь, в «Ревности», где игра света и тени не может не привлекать внимание, но прежде всего - уловив «тайную музыку лиц», что наиболее блистательно было осуществлено Филиппом Гаррелем почти за сорок лет до этого в намеренно немой картине «Высокие моменты одиночества». Звучание человеческих душ временами прослушивается и тут, когда мы имеем возможность остаться исключительно наедине с одинокими героями, как в первом и последнем кадре, чтобы абсолютно проникнуться тем, что таится у них глубоко внутри. В этом смысле Гаррель - подлинный экзистенциалист кинематографа.
Subscribe

  • Нашинкованное кино

    После приятно удивившего меня фильма "Девушка с вечеринки" Николаса Рея решил я вчера посмотреть чего-нибудь свеженькое. Выбор пал на…

  • Ещё не время мне стариться!

    Я был бы готов на подвиг - посмотреть ещё семь фильмов М. Найта Шьямалана, пропущенных мною за 17 лет, когда я перестал следить за тем, что он…

  • Приятно вновь поговорить с этой актрисой

    Два года назад произошло у меня с Олей Шалимовой какое-то недопонимание, когда она отказалась сниматься в моём втором фильме. А сейчас хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments