На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Если я пойду не долиной смертной тени…

Французский режиссёр Барбе Шрёдер получил известность ещё в молодости как один из основателей кинокомпании «Ле фильм дю Лозанж» и успешный продюсер лент Эрика Ромера и Жака Риветта. Да и сам дебютировал как постановщик довольно рано - в неполные 28 лет, сняв эскапистко-наркотическую картину «Ещё» (1969). Его следующая работа «Долина», реализованная три года спустя, в какой-то степени развивает ту же идею географического и ментального «трипа», только в более экзотическом, буддистско-эзотерическом плане, поскольку главная героиня Вивиан, скучающая эстетка-буржуазка, жена французского консула в Мельбурне, присоединяется к небольшой компании хиппи, странствующих по дикой природе где-то в Новой Гвинее в поисках новых приключений и необычных знаний духовного порядка. Они стремятся попасть в некую Долину, где надеются обрести высшую истину бытия, хотя один из них по имени Оливье, ставший ненадолго возлюбленным Вивиан, произносит, почти уже достигнув этого «рая на Земле», скептический и даже полный внутреннего разочарования монолог о том, что всё равно не удастся постичь искомую тайну всего сущего и возвыситься над привычным существованием, как и вернуться «назад к природе», стать «естественным человеком», подобно представителям племени аборигенов, которых они встретили по пути в Долину.
Хотя в фильме Шрёдера (между прочим, он лично предпринял шестимесячную поездку по Индии ещё в 1961 году, то есть до возникшей моды на паломничество в Юго-Восточную Азию) несомненно прочитывается рефлексия по поводу «разброда и метаний» европейской молодёжи в ситуации «после революции», «Долина» представляет собой, скорее, документальное произведение этнографического плана или телепередачи из серии «Клуб кинопутешественников». А все интеллектуальные бредни и разнообразные заморочки по-прежнему не изжитой эпохи «свободной любви» кажутся вроде как довеском для привлечения хоть какого-то интереса публики.
И дальнейшая карьера режиссёра в 70-е годы как раз демонстрирует его собственное шараханье из стороны в сторону - от вдумчивых и действительно важных по смыслу документальных лент «Генерал Иди Амин Дада» и «Коко, говорящая горилла» до путаных и бестолковых экзерсисов на садомазохистскую тему, как в «Любовнице-госпоже», которая видится бледной и жалкой копией «Дневной красавицы» Луиса Бунюэля. Любопытно, что актриса Бюль Ожье, долгое время являвшаяся неофициальной женой Барбе Шрёдера, пока они не заключили брак в начале 90-х годов, сыграла не только в «Долине» и «Любовнице-госпоже», но и в бунюэлевском «Скромном обаянии буржуазии», а позже приняла предложение португальца Мануэла ди Оливейры, чтобы появиться спустя много лет в роли Северин как бы в продолжении «Дневной красавицы» под названием «Красавица навсегда». Но право же, в картинах других постановщиков она явно интереснее, в том числе с актёрской точки зрения, чем в работах собственного любовника-мужа.
Оценка - 5 (из 10).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не партнёр и не приятель

    Пожалуй, фильм югославского режиссёра Живоина Павловича по мотивам повести "Двойник" Фёдора Достоевского следует назвать по-русски не…

  • Как отец неореализма перерастал себя

    Вчера перед показом фильма "Европа 51" меня на ходу посетила интересная мысль: что Роберто Росселлини, сразу же объявленный "отцом…

  • Какое стильное кино!

    Забыл написать в прошлый четверг после показа своему студенту фильма "Глаза без лица" французского режиссёра Жоржа Франжю, что это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments