На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Сёрк, да не тот!

Отсмотрев на данный момент восемь фильмов немецко-американского режиссёра Детлефа Сирка (Дагласа Сёрка) из тех шестнадцати, которые оказались доступными для меня, я предпочёл сейчас написать рецензию на картину, вовсе не являющуюся признанной, в отличие от фирменных сёрковских мелодрам второй половины 50-х годов. А лента «Великолепная одержимость» (1954), которая вроде как предвосхищает расцвет творчества Дагласа Сёрка на голливудской киностудии «Юнивёрсл», вообще показалась мне одной из худших - какой-то фальшивой, ненатуральной, искусственной, надуманной. С другой стороны, историко-приключенческие комедии Сёрка, как «Скандал в Париже» (1946) и «Капитан Лайтфут» (1955), являющиеся тоже плодом фантазии и имеющие, по всей видимости, косвенное отношение к реальным событиям, которые некогда происходили во Франции или Ирландии, почему-то представляются более убедительными и, как ни странно, вполне естественными по манере, несмотря на условность и даже приблизительность в воспроизведении минувших эпох.
Всё дело, наверно, в том, что в обоих упомянутых фильмах найден точный стиль чуть иронического и немножко «завирального» рассказа - и действительно есть лёгкость и несерьёзность в повествованиях о далёких временах, когда всё могло быть совсем иначе, нежели это показано на экране. Однако художественное преображение исходного материала как раз и заключается в способности автора не то чтобы навязать собственные правила игры, но позволить нам поверить в «легендарные побасенки», поведанные между прочим, наскоро и с усмешкой - словно мы собрались дружной компанией за столом, выпиваем, смеёмся и рассказываем друг другу необычные истории, похожие на лукавые сказки для взрослых.
Кстати, придуманное одному из главных героев прозвище Лайтфут (дословно - Легконогий, а гораздо позже появится в США картина о парочке современных грабителей и искателей приключений, где их будут именовать Попрыгунчиком и Громилой) как бы намекает на то, что не следует ждать от этой ленты горделивого воспевания дерзких и отважных деяний ирландских бунтарей, посмевших ещё в начале XIX века бороться с британскими колонизаторами. Стиль авантюрно-романтической байки, опробованный Сёрком ещё в «Скандале в Париже», где речь шла о том, как из наглого бандита получился знаменитый шеф парижской полиции Эжен Франсуа Видок, поддержан в «Капитане Лайфуте» не в столь же открытой язвительной манере закадрового комментария, но с ощущаемым подтруниванием над героическими эскападами борцов с ненавистным режимом. Они лучше себя чувствуют с пистолетом в руках на большой дороге, когда грабят проезжающих знатных господ, или же притворяясь благочинными джентльменами, которые устраивают в поместье тайный игорный дом с шулерами и девицами лёгкого поведения исключительно для того, чтобы иным способом обирать английских лордов.
Любопытно, что среди ассоциаций, возникающих при просмотре данной ленты Дагласа Сёрка, вспоминается не только французский «Фанфан-Тюльпан» Кристиан-Жака, созданный за год до этого, но и сравнительно недавний британский постмодернистский фильм «Планкет и Маклейн» про двух авантюристов в Великобритании XVIII века. Вот и в симпатичных попытках Сёрка иронически переосмыслить свои же исторические мелодрамы немецкого периода («К новым берегам» и «Хабанера») также можно углядеть стихийные приметы ещё не существующего постмодернизма в кино. Куда проще выискивать влияние его насыщенных по цвету и страстям голливудских мелодрам на творчество Райнера Вернера Фассбиндера или Педро Альмодовара
Оценка - 7 (из 10).
Subscribe

  • Нашинкованное кино

    После приятно удивившего меня фильма "Девушка с вечеринки" Николаса Рея решил я вчера посмотреть чего-нибудь свеженькое. Выбор пал на…

  • Ещё не время мне стариться!

    Я был бы готов на подвиг - посмотреть ещё семь фильмов М. Найта Шьямалана, пропущенных мною за 17 лет, когда я перестал следить за тем, что он…

  • Приятно вновь поговорить с этой актрисой

    Два года назад произошло у меня с Олей Шалимовой какое-то недопонимание, когда она отказалась сниматься в моём втором фильме. А сейчас хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments