На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Откровение Мела Гибсона

У нас этот фильм Мела Гибсона, четвёртый по счёту в его режиссёрской биографии, не мудрствуя лукаво, назвали «Апокалипсисом», хотя и без обращения к древнегреческим источникам вполне можно догадаться по Новому Завету, что Апокалипсис вообще-то Откровение. Впрочем, сам Гибсон предпочёл интерпретировать использованный им в заглавии картины греческий глагол Apocalypto (дословно - открывать или обнаруживать) как «открытие», а также «новое начало». Тем более, что и главный герой, индеец из племени майя, надеется в финале начать совсем иную жизнь в джунглях Мексики, не придавая особого значения увиденным в бухте кораблям испанских конкистадоров, которые уж наверняка (мы-то обладаем иным историческим опытом и знаниями, нежели персонаж по прозвищу Лапа Ягуара) начнут жестоко и безнаказанно покорять открытую ими Америку. Обнаружение европейцами нового континента обернётся для коренных жителей настоящим адом, тем самым Апокалипсисом, который по странной многовековой привычке ассоциируется в сознании многих с полным истреблением и уничтожением, а отнюдь не обновлением мира после того, как наступит Страшный Суд.
Однако всё это - как бы за скобками повествования Мела Гибсона (он, кстати, и соавтор сценария), который сделал словно историко-приключенческий фильм с довольно напряжённым действием, а не идеологическую притчу о крахе успешной цивилизации, чьё существование медленно и неотступно подтачивается изнутри. Впрочем, индейцы в «Откровении» / «Апокалипсисе», скорее, напоминают варваров из джунглей или вообще первобытных людей - не случайно во время просмотра возникает в качестве первой же аналогии известная лента «Борьба за огонь» Жан-Жака Анно. Зато в эффектных и грандиозных по размаху сценах в древнем городе явно не избежать ассоциации с разнообразными голливудскими «пеплумами» - хотя бы с «Бен Гуром» и сравнительно недавним «Гладиатором». Но вот основной сюжетный мотив практически безостановочного преследования убегающего от врагов главного героя вдруг вызывает из памяти… конечно же, трилогию о «безумном Максе», некогда сыгранном самим Гибсоном.
Казалось бы, какое отношение имеет это к «страстям человеческим», которые пытается режиссёр воссоздать на экране опять с максимально возможной аутентичностью, как и в картине «Страсти Христовы», тоже ведь смотревшейся почти как захватывающий триллер из давних времён?! Пусть фильм «Откровение» / «Апокалипсис» не имел такого невероятного успеха (между прочим, за пределами США он прошёл в прокате несколько лучше, сумев в итоге компенсировать затраты в размере $50 млн.), но представляется вполне честным и не спекулятивным произведением о подлинных народностях, прежде населявших Америку. И сопоставляя задним числом с «Аватаром» Джеймса Кэмерона, появившимся три года спустя, надо отдать должное Мелу Гибсону, что он меньше всего позволяет себе фантазировать на исторические темы. Можно сказать, что у него получилась своеобразная трилогия («Храброе сердце» - «Страсти Христовы» - «Откровение») о свободолюбивых одиночках, смеющих противостоять всем перипетиям и катаклизмам тех эпох, в которые они были вынуждены жить.
Оценка - 6,5 (из 10).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment