На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Постмаизм

Честно признаюсь, что придумал этот заголовок для рецензии ещё до того, как я посмотрел фильм. И уж точно не знал, что в начальных титрах написано название APRESMAI именно слитно, в одно слово, будто речь идёт о некоем времени «послемая», наступившем вслед за бурными событиями «красного мая» 68-го, когда многие испытали разочарование, не удовлетворившись результатами студенческих волнений в Париже, хотя кто-то упорно продолжал политическую борьбу, вступая в открытые столкновения с властями. Как раз это мы и видим в картине французского режиссёра Оливье Ассаяса, которую в нашем прокате зачем-то лишили столь принципиального и весьма значимого заглавия.
А для самого Ассаяса эта эпоха «постмаизма» важна ещё и потому, что он не просто решил предаться рефлексии по поводу настроений «после революции», но и лично пережил в юном возрасте (в 1971 году, которым датировано действие ленты, ему было шестнадцать) схожие метания - от политики к искусству. Кстати, данная тема взросления героя на фоне молодёжной субкультуры начала 70-х годов была затронута им, пожалуй, в лучшем фильме «Холодная вода», снятом ещё двадцать лет назад. Причём интересно, что автобиографические мотивы (включая венгерское происхождение будущего режиссёра по материнской линии) впервые возникли в картине, созданной накануне собственного 42-летия, а вот вновь он вернулся к событиям своей юности перед тем, как отметить 56-летие. И эти две значимых точки в личной биографии соответствуют ключевым моментам в своеобразной «истории кармы», поворотным ситуациям в человеческой судьбе.
«После мая» - самое политизированное произведение Оливье Ассаяса наряду с предыдущей работой «Карлос» о печально знаменитом террористе Ильиче Карлосе Санчесе, который придерживался левых взглядов и устраивал различные диверсии на протяжении двадцати с лишним лет. А юноша Жиль, ввязывающийся вместе со сверстниками в акции разного рода, которые всё-таки носили менее преступный характер, чем деяния Карлоса, протестует против полицейских или же ведёт политическую агитацию среди студентов вовсе не по той причине, что непременно хочет реализовать себя как профессиональный революционер. Он собирается поступать в школу изящных искусств (что сделает потом сам Ассаяс), интересуется кино, поскольку и его отец причастен к созданию фильмов (это тоже перекликается с собственной жизнью постановщика данной ленты). И финал прозрачно намекает, с чем именно свяжет герой свою судьбу в ближайшие годы: между кинематографом и реальностью он, разумеется, должен выбрать первое.
Другое дело, что «После мая» - это какая-то промежуточная картина, до конца так и не определившаяся, в общем-то, недосказанная и лишённая сильных эмоций, не задевающая столь же за живое, как «Холодная вода», несмотря на её намеренно «остуженное» название. Кажется, что даже в «Карлосе» была температура чуть повыше - а вот тут автор рассказывает о минувшем более отстранённо и почти индифферентно, словно опасаясь обвинений в чрезмерной пристрастности и личной заинтересованности в том, что он решил спустя сорок лет ностальгировать по ушедшим временам молодости. Собственно говоря, Оливье Ассаяс не особо стремится вклиниться в спор с другими лентами о «славном мае», предложить свою интерпретацию молодёжного бунта 60-х годов. Он всего лишь фиксирует то, что было так и так, а вполне могло случиться иначе. Словно «постмаизм» - это лишь короткая пора в частной биографии и в истории страны, о которой вспоминается через десятилетия уже без сожаления или язвительной иронии, что позволили себе другие очевидцы той эпохи.
Оценка - 5,5 из 10.
Subscribe

  • Послать куда поближе!

    Шёл позавчера с пресс-показа в кинотеатре "Пионер" - и увидел грузовичок, на котором было написано по-немецки: Nah & Fern. Можно…

  • Фильмы Филиппа Фалардо

    Фильмы Филиппа Фалардо (средний балл - 4,79) «Левая половина холодильника» / La moitié gauche du frigo (Канада, 2000) 3…

  • Пока что 8 баллов у Сатьяджита Рая

    Никак не приступлю из-за текущих задач к просмотру ранее не виденных мною двадцати четырёх фильмов бенгальского режиссёра Сатьяджита Рая. Зато…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments