На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
"БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ"
СССР. 1969. 85 минут.
Режиссёр Владимир Мотыль
Авторы сценария Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков при участии Марка Захарова 
Оператор Эдуард Розовский
Художники Валерий Кострин и Берта Маневич
Композитор Исаак Шварц
Песня на стихи Булата Окуджавы
В ролях: Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Николай Годовиков, Раиса Куркина, Тамара Федотова, Муса Дудаев, Николай Бадьев, Татьяна Ткач
Премии: сценарист Рустам Ибрагимбеков получил в 1979 году премию Ленинского комсомола за ряд работ, включая эту; Государственная премия России в 1997 году
Посещаемость - 34,5 млн. зрителей при тираже 1410 копий.
Оценка - 8,5 (из 10)

Историко-революционный приключенческий фильм-сказ

Этот своеобразный миддл-истерн, то есть среднеазиатский боевик о борьбе с басмачами (хотя, возможно, благодаря его успеху как раз и возникло определение "советский вестерн") стал не только культовым, но и одним из самых любимых фильмов для нескольких поколений зрителей. Так что к 25-летию его выпуска на экран были предприняты попытки назвать лучшим по опросу публики и даже вручить запоздало Государственную премию. Что, в общем-то, по-детски наивно и в каком-то смысле всё же оскорбительно по отношению к самой картине, якобы зажимаемой властями в апреле 1970 года, когда всё прогрессивное человечество обязано было праздновать более славную дату - столетие В. И. Ленина. Конечно, лента подверглась подчас анекдотической цензуре, но была спасена после сановного просмотра на даче Л. И. Брежнева (в этом есть перекличка с фильмом "Тринадцать", в середине 30-х годов тоже одобренным вождём, И. В. Сталиным). И в прокат "Белое солнце пустыни" выпустили приличным тиражом - по сути, первым экраном. Может, не покажется возмутительным для его ярых поклонников также и то обстоятельство, что по итогам 1970 года картина уступила 2,4 млн. более эксцентрическому историко-революционному опусу "Опасные гастроли", между прочим, имея меньший показатель на одну копию (это лишний раз свидетельствует, что тираж отнюдь не был занижен).
Всё это не ставит под сомнение ни любовь зрителей к работе Владимира Мотыля, ни её безусловные художественные достоинства. Лента поистине разошлась на пословицы и поговорки (пожалуй, одна из самых часто цитируемых: "Восток - дело тонкое"), и наряду с комедиями Леонида Гайдая и сериалом "Семнадцать мгновений весны" является чемпионом по числу показов на ТВ и для многих действительно кажется типичным образцом вестерна по-советски. Хотя мало кто стремился увидеть в нём подлинный русский лубок, лукавую байку про Федю Сухова-стрельца, удалого молодца - этот сказочный настрой, заданный в воображаемых письмах главного героя своей далёкой супружнице, был придуман Марком Захаровым, упомянутым в титрах в качестве участника создания сценария. Можно предположить, что и оператор Эдуард Розовский, который начал долголетнее сотрудничество с режиссёром-сказочником Надеждой Кошеверовой ещё на "Каине XVIII", а вдобавок снял трагикомический (тоже на революционном материале) "Начальник Чукотки", тоже внёс свою лепту в придание "Белому солнцу пустыни" именно фольклорного духа. Ну и, конечно, Мотыль вслед за фильмом "Женя, Женечка и "катюша" доказал, что склонен к жанру комедийно-героического сказа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments