На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

«…и во тьме ходит»

Британский режиссёр Кен Лоуч не раз принимал участие в престижном Каннском кинофестивале и получал награды за свои явно не буржуазные, а порою вообще левые, социалистические по взглядам фильмы о «простых людях из народа». А за картину «Ветер, что колышет ячмень» (у нас вышла под названием «Ветер, который качает вереск» - хотя в ирландской балладе Роберта Джойса, написанной ещё в XIX веке и посвящённой восстанию крестьян против англичан в 1798 году, речь идёт именно о ячменном поле) неожиданно для многих удостоился «Золотой пальмовой ветви», причём жюри тогда возглавлял такой киноэстет, как Вон Кавай. Казалось бы, что он мог найти интересного и значимого для себя в истории противостояния в 1920 году добровольцев из Ирландской республиканской армии и британских солдат, которые чинили жестокий произвол даже среди мирного населения, не говоря уже о беспощадном преследовании борцов с колониальным режимом…
Ленты Лоуча оказывались и в прежние годы особенно политизированными - например, «Земля и свобода», «Песня Клары», «Хлеб и розы», но они касались всё-таки далёких от Великобритании тем. И сценарист Пол Лэверти, с которым началось в 1996 году долгое и плодотворное сотрудничество (вместе сделали 13 работ на сегодняшний день), тоже вроде как не интересовался до поры до времени «ирландским вопросом», остающимся больным и кровоточащим на протяжении многих десятилетий, чему посвящено немало фильмов, в том числе английских режиссёров. Но в канун своего 70-летия Кен Лоуч всё же решил прояснить для самого себя - и не столько то, какую из сторон следует занять в затяжном историческом конфликте (учитывая его давно сформировавшуюся политическую позицию, это как раз нетрудно сделать), а определиться совсем с иным: не против чего бороться, а за что бороться? Именно в этом обнаруживаются разногласия между двумя братьями О’Салливан - Тедди и Дэмиеном, что в итоге приводит их к трагическому столкновению, кончающемуся расстрелом, где один вынужден стать палачом, а другой - быть его жертвой.
Как сказано в первом послании Иоанна: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза». И самыми сильными, эмоционально воздействующими сценами этой картины, пусть и не лучшей в творчестве Лоуча, являются как раз те моменты, когда героям поневоле приходится переступать через себя, отказываясь от личных чувств - будь они родственными или просто дружескими - во имя общей идеи, чего-то существенного и поистине сущностного не только в собственной жизни, но и в судьбе нации, становлении страны. А порой трудно и практически невозможно определить: кто прав и кто виноват? Тот, кто готов примириться и намерен добиваться своего всё-таки ненасильственным путём - или же упорно отстаивающий необходимость вооружённой борьбы с властями ради обретения подлинной свободы и независимости?!
Вот тут и выясняется, что лента «Ветер, что колышет ячмень» чрезвычайно актуальна даже далеко от Ирландии и от времён той национально-освободительной революции столетней давности. Подставьте любые реалии, включая нынешние и особенно близкие к нам - и рассказ о минувшем сразу приобретёт напряжённость и обострённость, чего не хватало, наверно, отечественным зрителям всего лишь 8 лет назад, когда этот фильм, несмотря на своё лауреатство в Канне, собрал в ограниченном прокате в России только $21,5 тыс. Зато во всём мире умудрился получить невероятную сумму - $22,9 млн.!
Оценка - 6 (из 10).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments