На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Длинный фильм об убиении

Название известной ленты Кшиштофа Кесьлёвского, где тоже, как и в «Зелёной миле» Фрэнка Дэрабонта по роману Стивена Кинга, речь идёт о смертной казни, но через повешение, а не на электрическом стуле, может быть переведено как «Короткий фильм об убиении», что способно сразу настроить на библейские аналогии. Американская картина длится 189 минут, то есть на 105 минут больше, но они пролетают практически незаметно, поскольку в повествовании есть подлинное романное мышление, хотя можно придраться из вредности к обрамляющим сценам, существенно проигрывающим ретро-действию, которое разворачивается в 1935 году.
Датировка немного изменена по сравнению с литературным первоисточником, чтобы появился шанс показать на экране отрывок из «Цилиндра» с прославленным танцем Фреда Астера и Джинджер Роджерс под песню «Щека к щеке» Эрвинга Бёрлина. И тут уж точно можно расчувствоваться вволю, если ты - истинный поклонник кино, который готов простить всё на свете и забыть о своих въедливых претензиях, поскольку мир оживающих теней тоже из разряда непостижимых чудес и как бы сродни тем, что творит неведомо откуда взявшийся чернокожий гигант, называющий себя Джоном Коффи (а ведь инициалы JC по-английски - такие же, как у Иисуса Христа). Кто-то из отрицательно отозвавшихся о «Зелёной миле», оскорбившись, заметил вполне расистски: «Разве может быть Бог негром?!». А почему бы и нет? Он волен принять любое обличье и в который раз позволить убить своего посланника, уже уставшего от исполнения трудной миссии по спасению одних людей от других, коих порою и не хочется считать таковыми.
Здесь есть определённая уловка создателей, что о неприятных и мерзких типах мы узнаём только плохое и негативное, а о других узниках тюрьмы, ожидающих смертной участи, ведаем лишь хорошее или же вообще не в курсе о том, что они натворили, прежде чем получили не подлежащий обжалованию приговор. Но творцы действительно вправе решать, кого нам следует любить из героев, а кого - ненавидеть. И ещё их демиургова власть заключается в том, чтобы заставить поверить в чудеса, даже если мы усиленно противимся этому. Поскольку подлинное искусство - это всегда магия и таинство, загадка бытия, феномен всего сущего. Это иллюзия, в конце концов принимаемая нами за некое откровение.
Кстати, в основе другой успешной экранизации Дэрабонтом произведений Кинга была новелла с весьма знаменательным названием «Рита Хейуорт и спасение из тюрьмы Шошенк». А фильм «Зелёная миля» можно озаглавить так: «Джинджер Роджерс и избавление от мук смертника из блока Е», потому что Джон Коффи попросил перед казнью впервые посмотреть хоть какое-нибудь кино - и увидел на полотне экрана в тюрьме мюзикл «Цилиндр» 1935 года, посчитав Астера и Роджерс ангелами, а себя почувствовав как в раю. Так что вместо библейского понятия «лицом к лицу» - не менее волнующее определение «щека к щеке», пусть это прозвучит несколько кощунственно по отношению к постижению Бога как высшей истины.
И уже не стыдно ни тюремным надзирателям, проникшимся искренним сочувствием и человеческой любовью к абсолютно невинному чародею, размазывать слёзы по своим щекам, ни благодарным зрителям, которые не смогли не поддаться нахлынувшим эмоциям и вновь зашмыгать носом, даже пересматривая картину спустя много лет, как произошло, например, со мною. Эта лента всё-таки берёт за живое, постепенно покоряя и захватывая безвозвратно. А если кто не переживает подобных чувств и склонен иронизировать над очень высоким рейтингом «Зелёной мили» - так его следует только пожалеть. Такие скептики вряд ли когда поверят в чудо - в том числе и в чудо кино!
Оценка - 8,5 из 10.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment