На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Мир нетерпимости

Фильмы французского режиссёра Бертрана Бонелло почти всегда попадают в программу Каннского фестиваля, хотя остаются преимущественно без каких-либо наград, что по-своему справедливо, поскольку этот автор с неба звёзд не хватает, но непременно вносит долю скандальности и эпатажности в довольно чинную атмосферу престижного киносмотра на набережной Круазетт. Ещё не видя его последнюю работу «Ив Сен-Лоран», я бы выбрал в качестве наиболее интересной для написания рецензии (а заказывали-то мне «Дом терпимости» - в оригинале «Аполлонида. Воспоминания о закрытом доме») вторую по счёту ленту - «Тирезия» (2003), снятую 34-летним постановщиком с откровенным вызовом и весьма провокационно.
И она действительно производит отталкивающее впечатление в первой половине повествования, когда мы вынуждены лицезреть на экране мучения захваченной в плен неким поэтом-эстетом уличной проститутки, которая оказывается… транссексуалом с женской грудью и мужским членом. Но потом действие непостижимо меняется, как и манера самого рассказа, когда выясняется, что жертва жестоких экспериментов неуравновешенного негодяя выжила, однако ослепла и вместе с тем приобрела неведомый дар прорицательства - и это как бы соответствует древнегреческому мифу о Тиресии, который успел несколько раз побывать и в мужском, и в женском обличье, а также прославился в качестве оракула, предсказывающего события.
Вульгарная и неприятная интерпретация изначальной судьбы будущего пророка вполне может отвратить от просмотра тех зрителей, которые легко впадают в состояние нетерпимости и вообще на дух не переносят демонстрацию грубых, грязных, извращённых, глубоко порочных и практически животных инстинктов так называемых людей, производящих впечатление копошащихся где-то на свалке мелких тварей, что даже хуже крыс! Тем неожиданнее последующее преображение героев и способа повествования, которое начинает напоминать нечто среднее между минималистскими, подспудно религиозными притчами Робера Брессона и, допустим, загадочной «руссоистской» картиной Вернера Херцога «Каждый за себя, а Бог против всех». И появление вроде как продвинутого и будто бы открытого по своим взглядам сравнительно молодого священника, который не мог не заинтересоваться феноменом «слепого чудотворца», должно бы свидетельствовать о том, что на сей раз будет наконец-то понят и принят «новоявленный святой», опять испытывающий мир на толерантность и сочувствие к страждущим. Ан нет!
Более того, режиссёр привлёк на роль священника актёра Лорана Люка, который уже сыграл поэта-садиста в предшествующей части этой двойной истории. И потому получается, что не существует особой разницы между испорченным интеллектуалом и якобы терпимым к чужой непохожести представителем католической церкви. А вот вернувшемуся в мужскую ипостась заглавному персонажу (между прочим, в его качестве выступил уже иной исполнитель) всё равно нет места «в этом худшем из миров» - и трагический исход фактически предрешён.
Оценка - 5 (из 10).
Subscribe

  • Юным нельзя смотреть это!

    С трудом выдержал "словесную мастурбацию" в фильме "Никита Таня" из цикла "Дау". Вот только не понял: почему был…

  • 41 чешский и словацкий фильм

    «Губительное изобретение» / «Тайна острова Бэк-Кап» / Vynález zkázy (ЧССР, 1958, реж. Карел Земан)…

  • Уроки греческого

    У Теодора Курентзиса даже появляется в фильме "Дау. Три дня" какое-то человеческое обаяние, и долгие разговоры на греческом с актрисой,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment