На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Долгий день завершается

С одной стороны, нет ничего странного в том, что британский режиссёр Теренс Дэвис, как и ряд известных мастеров кино со склонностью к гомосексуальным отношениям, тоже решил поставить изысканную костюмную мелодраму - «Обитель радости», действие которой происходит в прошлом, а именно - в начале ХХ века, когда в Нью-Йорке существовал свой «высший свет» по примеру европейского. К тому же американская писательница Эдит Уортон, создавшая этот роман в первые годы своей творческой деятельности, была последовательницей литературного таланта Генри Джеймса, чьи произведения неоднократно экранизировались, в частности, Джеймсом Айвори, который считается чуть ли не главным специалистом по отображению на экране именно эпохи начала заката англосаксонской знати. Одна из его лент называлась так - «Остаток дня», хотя можно было бы употребить и более поэтический перевод: «Что нам осталось ото дня».
Кстати, у самого Дэвиса, являвшегося лирико-драматическим певцом вполне обычной ливерпульской жизни в 50-е годы (потом он сделает весьма любопытную документальную картину «О времени и городе»), числилась в активе немножко самоповторная (по отношению к полнометражному дебюту «Далёкие голоса, застывшие жизни», остающемуся, пожалуй, лучшим творением этого постановщика, который родом из послевоенного Ливерпуля) работа «Долгий день завершается». И в данном плане не могло не показаться всё-таки удивительным, что Теренс Дэвис сделал единственное исключение в собственной кинокарьере за 35 лет, что обратился к печальному воспеванию «заката американской империи» на куда более давнем по времени материале, вдобавок вступив в своеобразное художественное состязание с другой экранизацией сочинений Уортон - «Эпоха невинности» современного киноклассика Мартина Скорсезе (между прочим, и для него это оказалось первым опытом в жанре эстетской исторической мелодрамы).
Если уж искать какую-то общую тему, которая всё же может связать ливерпульские (начиная со среднеметражной ленты «Дети» 1976 года), во многом автобиографические фильмы Дэвиса и те, что он согласился снимать вроде бы в виде уступок «мейнстриму» (сюда следует отнести и повторную экранную версию пьесы «Глубокое синее море» Теренса Раттигана), то с долей натяжки это надо бы определить так: довольно грустная судьба женщины, пытающейся быть самостоятельной и имеющей силы постоять за себя. И образ матери, упорно и даже с трогательной песней на устах тянущей нелёгкий воз текущих семейных хлопот (что рефреном проходит через прежние картины Теренса Дэвиса), и знаменательно лишённые детей (да и фактически - семьи) героини «Обители радости» и «Глубокого синего моря», которые отчаянно жаждут личного счастья, но никак не в состоянии сами позволить его себе, так что вообще готовы умереть, не обретя умиротворяющего пристанища на этом свете, представляют собой как бы две ипостаси женской натуры. Жизнь одних подчас тяжела и мучительна - но они нашли радость хотя бы в детях и в свете семейного очага, пусть законный супруг давно ненавистен или уже отправился к праотцам. А вот другие искательницы счастья остаются ни с чем - и долгий день завершается в тягостном одиночестве, если всё-таки не удалось покончить с собой.
Оценка - 7 (из 10).
Subscribe

  • Юным нельзя смотреть это!

    С трудом выдержал "словесную мастурбацию" в фильме "Никита Таня" из цикла "Дау". Вот только не понял: почему был…

  • 41 чешский и словацкий фильм

    «Губительное изобретение» / «Тайна острова Бэк-Кап» / Vynález zkázy (ЧССР, 1958, реж. Карел Земан)…

  • Уроки греческого

    У Теодора Курентзиса даже появляется в фильме "Дау. Три дня" какое-то человеческое обаяние, и долгие разговоры на греческом с актрисой,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments