На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Раньше было другое время

Хотя дебютный полнометражный фильм Алексея Балабанова называется «Счастливые дни», как и пьеса Сэмьюэла Беккета, написанная в 1961 году, а в титрах указано, что картина снята по произведениям Беккета, фактически она мало имеет общего, если судить только по сюжету, но парадоксальным образом передаёт беккетовский дух, даже несмотря на то, что действие происходит в неопределённое время в Петербурге. Однозначно можно сказать лишь то, что эта лента, созданная в 1991 году, улавливает неотвратимый слом эпох, неизбежный крах империи, своего рода закат прежней цивилизации, от которой осталось какое-то жалкое, убогое, нищенское, безысходное ощущение, что не только «детства не будет», как заявляет главный герой, совсем не помнящий своего имени, но и вообще ничего уже не следует ждать - кроме смерти, конечно. И не лучше ли добровольно лечь в странную лодку во дворе дома, больше похожую на гроб с крышкой, и сразу же провалиться во тьму - в то время как город на стоп-кадре окажется залитым водой, и застывшему трамваю, с проезда которого всё начиналось, а потом продолжалось рефреном, отныне не будет никакого хода…
Балабанов не столь уж пытается намеренно подчеркнуть абсурдность данного мира, неотступно скатывающегося в небытие - скорее, сама реальность обнаруживает, словно при проявлении фотоснимка, собственную абсурдную природу, гнездящуюся глубоко внутри. Вряд ли режиссёр мог в ту пору видеть поразительную короткометражку «Фильм», снятую в США по сценарию, который был специально написан Сэмьюэлом Беккетом для великого комика Бастера Китона, а режиссёр выступил Алан Шнайдер (между прочим, выходец из Российской империи), ранее ставивший пьесы Беккета в театре. И Виктор Сухоруков в одной из первых своих главных ролей, пожалуй, является в «Счастливых днях» последователем чаплиновской традиции, но в некоторые моменты, особенно в финале, вполне может сойти за продолжателя типично китоновского чувства юмора. Поскольку ему, с подачи постановщика фильма, удаётся выразить некую отстранённость и отрешённость от всего происходящего, смотреть на медленно гибнущую действительность если и не с «каменным лицом», то с покорным осознанием приближающейся смерти. «Уйду я от вас» - неоднократно повторяет он, как заведённый. И ведь уходит - в никуда, в темноту!
Оценка - 7,5 (из 10).

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Только оценки (4 августа 2021 года)

    8 «Джонни-Гитара» / Johnny Guitar (США, 1954, реж. Николас Рей) 7,5 «Рожденная быть плохой» / Born to Be Bad (США, 1950,…

  • Искренность на грани кича

    Французский режиссёр Леос Каракс, который отметил в конце прошлого года своё шестидесятилетие, снимает крайне редко после трёх первых картин: начиная…

  • И когда сено косят, а рожь убирают

    Продолжая заниматься сценарием большого сериала, поневоле пытаешься определить месяц, когда происходит действие той или иной серии, чтобы обозначить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments