На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Убили Билли. Т.1

С датским режиссёром Николасом Виндингом Рефном случилось как бы второе рождение, когда он уже на новом этапе своего творческого пути вспомнил о визуальных и стилевых экспериментах в «Страхе Икс» (2002), тогда не снискавшем признания, и опять начал делать более изысканное в изобразительном плане и даже эстетизированное кино - пожалуй, опробовав это в «Бронсоне» (2008), но убедительнее реализовав в скандинавской мистической саге «Восхождение в Вальгаллу» (2009) и азиатском медитативном триллере «Только Бог простит» (2012).
Но вполне закономерно, что подобная перемена в кинокарьере Рефна не вызвала особого энтузиазма у большинства зрителей, обожающих его за бандитско-наркоманскую трилогию «Пушер» / «Дилер» (1996, 2004 и 2005), а ещё за схожую по кровавому финалу ленту «Кровопускатель» (1999). Хотя и многие критики, включая российских, тоже скептически отнеслись к якобы манерным и претенциозным попыткам создателя более традиционных криминальных историй испытать себя совсем в ином жанре (в «Восхождении в Вальгаллу» можно вдруг углядеть переклички с фильмами «Агирре, гнев Божий» и «Фицкарральдо» Вернера Херцога) или же внести в повествование немалую долю условности, странности и экстравагантности, словно это какой-нибудь Дэвид Линч или Алехандро Ходоровский, которому Николас Виндинг Рефн посвятил две картины - «Драйв» (2011) и как раз «Только Бог простит».
Вот даже любопытно, насколько в последней работе Рефна, снятой в Таиланде, куда больше кинематографического драйва, нежели в его американском триллере под названием «Драйв». И несмотря на то, что азиатскую ленту также упрекали во вторичности и в явном подражании всем известным мастерам кино из Гонконга и Таиланда (помнится, ещё в «Кровопускателе» содержались забавные киноманские рассуждения чересчур застенчивого парня из видеомагазина о «крутости Брюса Ли»), она представляет собой довольно необычный, уже постпостмодернистский по сути образчик, где не только перемешаны типичные европейские мифы, начиная с древнегреческих и заканчивая их новейшими психоаналитическими переосмыслениями, и ещё восточные дзен-буддистские верования. «Только Бог простит» - это вариация на темы вариаций, своего рода кинокараоке заезжего иностранца, сумевшего действительно проникнуться до глубины души столь поразительным сочетанием в чуждой ему культуре мотивов чрезвычайной, изощрённой жестокости и несдерживаемой, чуть ли не смехотворной для нас сентиментальности.
Правда, и в финале «Пушера II» брутальный герой Маса Миккельсена уезжал в трамвае с маленьким ребёнком на руках - будто не Мадонна с младенцем, а новоявленный Христос и принятое им, как своё, дитя одной из потаскух (что было, собственно говоря, и в «Восхождении в Вальгаллу», где Одноглазый в исполнении того же Миккельсена пафосно жертвовал собой ради жизни приблудного парнишки). Дети в новой ленте Николаса Виндинга Рефна тем более неприкосновенны. И если они даже выросли и сами стали мошенниками, торговцами наркотиков, проститутками и вообще убийцами - всё равно отчаянная и нескончаемая месть за покушение на их жизнь оказывается непреложной и вроде как оправданной с точки зрения Господней милости.
В данном плане «Только Бог простит» знаменательно перекликается с другой картиной о мести, чьё действие также развивается по большей части где-то в Азии - с дилогией «Убить Билла» Квентина Тарантино. Разница в том, что Билли, одного из братьев-американцев, промышляющих наркобизнесом в Бангкоке, убивают практически сразу - и всё остальное повествование является развитием темы воздаяния, причём загадочного господина по имени Чанг (то ли крупный полицейский чин на пенсии, то ли главарь местной триады) легко принять почти за посланца самого Бога, вершащего свой справедливый и неотвратимый суд ещё до наступления Апокалипсиса. И неожиданная замедленность, плавность, практически умиротворённость всех его движений словно передаётся другим героям фильма, что сказывается и на общей манере этого причудливого сна наяву, вкрадчивого и бесшумного странствия по ночным кварталам, будто снятого рапидом задумчивого и сосредоточенного сошествия в Ад.
Интересно: а последует ли продолжение - «Убили Билли. Т.2»?
Оценка - 7.
Subscribe

  • Только оценки (4 августа 2021 года)

    8 «Джонни-Гитара» / Johnny Guitar (США, 1954, реж. Николас Рей) 7,5 «Рожденная быть плохой» / Born to Be Bad (США, 1950,…

  • Искренность на грани кича

    Французский режиссёр Леос Каракс, который отметил в конце прошлого года своё шестидесятилетие, снимает крайне редко после трёх первых картин: начиная…

  • И когда сено косят, а рожь убирают

    Продолжая заниматься сценарием большого сериала, поневоле пытаешься определить месяц, когда происходит действие той или иной серии, чтобы обозначить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments