На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Бунтовщик с причиной

Фильм «К востоку от рая» всё-таки не принадлежит к числу лучших кинопроизведений выдающегося американского режиссёра Элиа Казана. Располагаясь в его творческой биографии как раз в промежутке между такми значительными работами, как «В порту» и «Куколка», эта лента может поначалу показаться вполне коммерческой - тем более что её посмотрели в прокате США примерно 20 млн. зрителей. Но ведь «К востоку от рая» - действительно из тех картин, которые должны были привлечь внимание широкой публики, поскольку семейная история на фоне исторических событий (а в экранизации большого по объёму романа Джона Стейнбека охвачен лишь период кануна вступления США в первую мировую войну) представляет собой типичную «американу», то есть сущностное и значимое повествование об истинном американском менталитете и образе жизни граждан Соединённых Штатов.
Однако довольно скоро (всего через полгода после выхода фильма на экран) он получил дополнительное измерение, связанное с трагической гибелью в автокатастрофе очень талантливого актёра Джеймса Дина, который моментально стал «иконой поколения». А успел сняться только в трёх главных ролях, причём сотрудничество с Казаном, ранее открывшим для кинематографа несколько имён, включая Марлона Брандо, оказалось первым в данном ряду. И смотря теперь «К востоку от рая» ретроспективно, то есть зная Дина по его харизматичному и во многом знаковому образу в «Бунтовщике без причины» Николаса Рея, можно сказать, что нервный и остро чувствующий юноша Кэл Трэск - это как бы эскиз или же намётки к роли стихийного бунтаря Джима Старка.
По первым сценам ленты Элиа Казана даже кажется, что не только сам герой, но и исполнитель пока ещё ощущает робость и неловкость, когда неуверенно и не без сомнений следует по улице за женщиной в чёрном, желая и всё же не решаясь приблизиться к ней, вообще заговорить с прежде незнакомой особой, которая, как выяснилось, является матерью и Кэла, и его старшего брата Аарона, но давно исчезла из семьи, как будто её там вовсе не было. И по мере развития действия этот юноша словно растёт в наших глазах, раскрывается как неожиданно сильный и упорный человек, который стремится во что бы то ни стало добиться поставленной цели.
А самым главным для него оказывается то, что этот «семейный Каин», почему-то воспринимаемый в качестве непутёвого отщепенца и отцом, и братом, и его девушкой Аброй, которая далеко не сразу смогла оценить истинный характер Кэла, непременно хочет обрести внимание и любовь со стороны своего благочестивого родителя, чересчур озабоченного собственной честностью и незапятнанностью ни в чём, хотя его жена тоже ведь не случайно пожелала вырваться за пределы слишком тесного круга. Вот и Кэл рвётся вовне, ездит в город, где живёт его мать, на крыше поезда, экономя таким образом деньги, затевает рискованное, но выгодное дело, втайне намереваясь помочь разорившемуся отцу, по-мальчишески бунтует против него и в то же время надеется припасть к его стопам, как вернувшийся из долгих странствий и наконец-то прощённый блудный сын…
И именно облик «падшего ангела», желающего однажды оказаться вновь рядом с Отцом Небесным, так пригодился Джеймсу Дину, начинающему свою звёздную (но ставшую столь молниеносной по краткости!) карьеру в кино. Образ ещё не окутан непостижимой тайной и загадочной магией, будто исходящей с экрана и ощущаемой спустя многие десятилетия. Хотя уже чувствуется, как стремительно меняется его герой, приобретая некую просветлённость. Лучше всего это выражено в нескольких сценах с участием Абры, которая сама не понимает, как «назначенная любовь» к Аарону уступает место искренней и покоряющей увлечённости Кэлом. Да и мы вместе с нею также не можем устоять перед рождающимся у нас на глазах феноменом!
Оценка - 8 (из 10).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments