На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Dancexploitation

Идею насчёт exploitation в фильмах Дэррена Аронофски мне подкинул один из читателей, когда я разместил в Интернете список оценённых мною лент этого американского режиссёра. Но ведь действительно - разного рода и уровня спекулятивность присутствует так или иначе во всех его картинах, даже в той, что является лучшей, по моему мнению, а именно в «Пи» (1997). И очевиднее всего тяга Аронофски к «эстетической эксплуатации» заметна в «Чёрном лебеде», который хоть и заявлен как неглупый психологический триллер из мира балета, но постоянно соскальзывает в некое подобие «трэшевого кино».
Жанр своеобразного «ужастика» в сфере искусства, в принципе, тоже имеет право на существование. Но достаточно сравнить, например, с давней работой классика итальянского «джалло» (к тому же и в данном кинематографическом направлении сильны приметы художественной спекулятивности) Дарио Ардженто - «Вздох» / «Суспирия» (1976), чтобы убедиться, насколько создатель «Чёрного лебедя» проигрывает не только по части изощрённого стилевого решения. Вроде бы пугающие и даже натуралистические моменты отчего-то кажутся позаимствованными «из другой оперы», какими-то чрезмерными и вообще пошлыми. Да и балетные эпизоды страдают иллюстративностью и подчас наивностью, когда постановщик спектакля начинает рассказывать исполнителям сюжет «Лебединого озера» или делает по ходу репетиций довольно бестолковые замечания, которые режут слух тех, кто вовсе не является специалистом в этой области. И честно старающаяся актриса Натали Портмен, которая умудрилась получить «Оскар» за роль, выглядит лишь прилежной ученицей, точнее - послушно совершающей движения бездушной куклой, особенно в танцевальных сценах, пусть долго и напряжённо готовилась к съёмкам.
Несмотря на отдельные просчёты и недостатки, которые можно найти, наверно, в любом произведении, всё равно решающим при восприятии является контекст, своего рода «мессидж» автора, который вроде как хочет высказать излюбленную мысль, поделиться со зрителями собственным пониманием интересующей его темы и проблемы, если таковая имеется. По версии Дэррена Аронофски получается, что мир искусства и, в частности, балета, погряз в интригах и дрязгах, подлых подставах и мстительных поступках. А с другой стороны, «идеальным» может стать только такое исполнение роли, когда лицедей практически полностью начинает идентифицировать себя с персонажем - и готов сойти с ума, фактически покончить жизнь самоубийством, тем более, если это произойдёт в момент триумфа после окончания столь выстраданного спектакля. Режиссёр «Чёрного лебедя», разумеется, лукавит - проще говоря, нагло врёт. Сам-то он не требует от себя «полной гибели всерьёз», а занимается манипулятивной игрой. И кто-то на это покупается!
Оценка - 5,5 (из 10).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments