На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Осень художника

После «Человека на луне» (1999) режиссёр Милош Форман не снимал целых семь лет, зато у него родились в довольно преклонном возрасте двое сыновей. Фильм «Призраки Гойи» появился на свет благодаря новому сотрудничеству с продюсером Солом Зэнцом, с которым Форман сделал две знаменитых оскароносных картины - «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» и «Амадей». И ещё он встретился опять в совместной работе с французским сценаристом Жан-Клодом Карьером, принимавшим участие в создании двух иных лент Милоша Формана - «Отрыв» и «Вальмон».
Кстати, «Амадей», «Вальмон» и «Призраки Гойи» образуют своего рода историческую трилогию этого постановщика, обращаясь практически к одному и тому же периоду - конец XVIII века, эпоха Просвещения, канун и последствия Великой французской революции, которая не могла не оказать влияние не только на тогдашнюю общественно-политическую жизнь, но и на мораль и нравственность, а также на искусство, различные произведения творцов, живших в столь бурные времена. И по какой-то неожиданной ассоциации особое пристрастие Формана именно к данной поре в истории человечества ещё можно объяснить весьма косвенной перекличкой с «революционной эпохой» рубежа 60-70-х годов ХХ столетия, чьим современником и даже участником являлся он лично, в какой-то степени отразив это и в «Отрыве» и в экранизации самой первой рок-оперы «Волосы». Но всё-таки режиссёра больше интересуют не глобальные события исторического времени, а то, как они отражаются в частных судьбах людей, может, и вовсе далёких от происходящих катаклизмов.
Вот и в ленте «Призраки Гойи» создаётся такое впечатление, что великий испанский художник Франсиско Гойя необходим Милошу Форману лишь для того, чтобы принять посильное участие в решении судьбы несчастной Инес Бильбатуа. Молодая девушка позировала ему для одного из живописных полотен, а потом попала в цепкие лапы инквизиции, подверглась изощрённым пыткам, оказалась объектом порочных интересов святого отца Лоренцо и провела долгих пятнадцать лет в заточении, пока в Испанию не нагрянули якобы несущие на своих щтыках свободу войска Наполеона, чинившие на деле новый беспредел. Устройство простого человеческого счастья униженной и оскорблённой, рано состарившейся и продолжающей страдать женщины, которая некогда послужила художнику одной из его муз, вроде как важнее не только общественных потрясений, но и творческих мук бывшего королевского живописца, вступившего в осеннюю пору своего пребывания на этом свете.
Другое дело, что очередная биография «человека искусства» явно уступает прежним работам Формана и лишена того полёта вдохновения, что было присуще ему на протяжении трёх с половиной десятков лет кинематографической деятельности - от самых ранних короткометражек «Конкурс» и «Если не было музыки» вплоть до «Человека на луне».
Оценка - 5 (из 10).
Subscribe

  • 22 иранских фильма

    «Хлеб и проулок» / نان و کوچه‎ (Иран, 1970, к/м, реж. Аббас Кияростами) «Замершая жизнь» / طبیعت بی‌جان (Иран, 1974,…

  • Этическое мешает эстетическому

    Раздумываю сейчас, что порою мешают некоторые сомнения этического плана в должной мере воспринять тот или иной фильм с эстетической точки зрения.…

  • Может, сделать список иранских фильмов?

    Хотя я опять же видел немного. А ведь кинематография Ирана представляет интерес уже на протяжении нескольких десятилетий. Я впервые поразился на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments