На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Калина вызрела...

Наши прокатчики попали, как всегда, пальцем в небо, решив дать фильму «История насилия» Дэвида Кроненберга название «Оправданная жестокость». Это явно меняет смысл картины, которая оказывается в этом случае чем-то вроде «Жажды смерти» на современном материале. Добропорядочный семьянин Том Столл, который держит небольшое кафе в городке Миллбрук в штате Индиана (на самом-то деле, есть Миллбрук в канадской провинции Онтарио, где и снималась данная лента), однажды вынужден пустить в ход оружие, чтобы пристрелить двух зарвавшихся негодяев. Во избежание каких-либо сомнений, что эти двое являются нелюдями, зрителям предоставлена возможность заранее познакомиться с их кровавыми деяниями. А потом выясняется, что убитые Столлом ещё не столь пугающи и жестоки по сравнению с теми бандитами из Филадельфии, которые прибыли в Миллбрук, прознав о «новоявленном герое», ставшем очень известным благодаря газетчикам и телерепортёрам.
С другой стороны, изначальное название «История насилия» трактуют в ряде иностранных источников как многозначное и имеющее, помимо объяснения на сюжетном уровне (герой, применивший насилие в отношении других людей, сам обладает «тайным прошлым», о котором вроде как успел подзабыть и вообще уверить себя, что удалось зажить совсем иной жизнью), ещё и различные теоретические коннотации, включая соотнесение с дарвиновской идеей естественного отбора, когда вынуждены выживать наиболее сильные особи, в том числе не отказываясь от истребления слабых, мало присособленных к продолжению рода. Тогда всю историю человечества (а не только животного мира) тоже можно представить в качестве иллюстрации тезиса о неискоренимости насилия даже в цивилизационном обществе, которое не так уж далеко ушло от первобытного состояния, а в количественном плане неизмеримо выросло число убийств - и на постоянных войнах, и в мирной действительности. Как известно, преступлений на семейно-бытовой почве совершается подчас намного больше, чем в сугубо криминальном мире.
Тема привычности и обыденности насилия в окружающей реальности интересовала Кроненберга практически на всём протяжении его творческой карьеры - начиная с ранних экспериментальных опытов «Стерео» и «Преступления будущего». Однако в «Истории насилия», созданной этим режиссёром уже на седьмом десятке лет (и к ней, пожалуй, примыкает в большей степени не фильм «Восточные обещания» / «Порок на экспорт», снятый вслед, а самая последняя работа канадского мастера кино - «Космополис»), можно неожиданно почувствовать перекличку с… «Калиной красной» Василия Шукшина. Речь ведь идёт о том, как человек, по рукам и ногам повязанный прежними бандитскими отношениями, пытается вырваться прочь и вообще вычеркнуть из своей памяти былую преступную судьбу. А не получается! Прошлое неотступно преследует, словно неумолимый рок - и неизвестно, что хуже: трагически погибнуть сразу же от ножа одного из подельников или беспощадно расправляться со всеми, кто посмеет явиться из «той жизни», будто из потустороннего мира.
Так что финал истории, пересказанной Дэвидом Кроненбергом на основе графического романа (вот уж трудно заподозрить, что всё это похоже на придуманные кем-то «нарисованные страсти-мордасти») не столь благостен, как может показаться. Даже если никто больше со стороны не потревожит покой семьи Тома Столла, то в нём самом, наверно, надломилось что-то, поскольку он сам вряд ли ожидал, что будет готов, как бездушный автомат или беспрекословный робот, начать уничтожение всех, кто угрожает его нынешней жизни. Насилие гнездится глубоко внутри нас, как и страх.
Оценка - 6,5.
Subscribe

  • Для умельца - работы на полчаса!

    Один из читателей, оставивший сообщения для меня в Живом Журнале, помог сегодня загрузить DCP с фильмом "...и будет дочь" сразу на канал…

  • "А просто, я другое дерево"

    После записи интервью по поводу фильма "Рокки" и актёра Сильвестра Сталлоне разговорился с девушкой Анной, корреспонденткой телеканала…

  • Скучаю по студентам

    Сегодня приснилось мне, что снова позвали преподавать на актёрском факультете Института современного искусства. И я хожу по коридорам в ожидании…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments