На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Не Бэтмен, а Бейтмен

То, что фильм «Американский психопат» попал у меня в список для просмотра и последующего написания заказанной одним из читателей рецензии именно в канун Нового года, оказалось чистой случайностью. Тем интереснее было обнаружить, что действие картины начинается как раз перед Рождеством - в 1987 году, когда 27-летний яппи Питер Бейтмен беспечно и пустопорожне проводит время в общении с другими представителями нью-йоркской «золотой молодёжи», которым давно уже надоело их офисное существование на Уолл-стрит, а бесцельное хождение по ресторанам и ночных клубам тоже не доставляет особой радости. Всё невыносимо скучно и однообразно! И разговаривают они друг с другом так, что это больше похоже на пародийный прикол - так и ждёшь, что кто-то не выдержит и расхохочется в голос, устав притворяться и вечно сохранять хорошую мину при плохой игре.
Было бы куда занимательнее, если бы постановщица Мэри Хэррон, которая с молодости крутилась в различных субкультурных средах, а дебютировала в кино сравнительно поздно - в 42 года, сняв ленту «Я стреляла в Энди Уорхола» о феминистке-лесбиянке Валери Соланас, решившей пристрелить знаменитого художника-гея, с самого начала своей второй киноработы ещё сильнее подчеркнула бы хлёсткую сатирическую направленность повествования отнюдь не о «яппи в опасности», а о том, как преуспевающий и благовоспитанный яппи становится настоящей опасностью, превращаясь в жестокого и порочного маньяка-убийцу. Кстати, в скандальном романе 27-летнего бисексуала Брета Истона Эллиса, вышедшем в 1991 году, жуткие наклонности героя проявились ещё в студенческие годы в Гарварде, да и в его семейке не обошлось без сущих уродов рода человеческого. А вот у Хэррон, написавшей сценарий вместе с открытой лесбиянкой, актрисой Гуиневир Тёрнер, сыгравшей в «Американском психопате» роль Элизабет, одной из подружек ведущего двойную жизнь Пэтрика Бейтмена, изложена, пожалуй, иная концепция поведения «славного парня с Уолл-стрит», которому словно захотелось в другой своей ипостаси быть «очень плохим Бэтменом» (крайне забавно, что потом довелось главному исполнителю Кристиану Бейлу выступить на экране в качестве этого популярного супермена!).
Первая треть фильма вызывает, можно сказать, классовое отторжение, поскольку думаешь, что всё показано всерьёз и без какой-либо иронии, как в более поздней картине «Каньоны» по оригинальному сценарию всё того же Эллиса. Зато позже обретаешь редкостное удовольствие от ёрнического и язвительного высмеивания оборотнической сути «богатеньких мира сего», которые как будто спят и видят в своих грёзах исполнение всех смертных грехов и нарушение опротивевших библейских заповедей. Причём тонкость трактовки в том и заключается, что многого из сотворённого Бэйтменом могло вообще не быть на самом деле, и ненавистный Пол Аллен тоже не был убит, а благополучно отбыл в Лондон, где его кто-то даже встретил из общих знакомых, а поскольку все они анекдотично путают друг друга, ибо мало чем отличаются - разве что шрифтом своих визитных карточек, которыми меряются, будто собственными членами, то чуть ли не всё в этом искусственном мире взаимозаменяемо и насквозь фальшиво. Это Вселенная придуманных сущностей и великого множества личин, что знаменует распад сознания и полную шизофрению. Не один лишь «Американский психопат», а всеобщий «Американский психоз».
Оценка - 6 (из 10).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments