На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Орфей спускается в ад

Вряд ли такой фильм, как «Отражения в золотом глазу» Джона Хьюстона, мог появиться в США до 1967 года, когда пресловутый «кодекс Хейса» был под давлением новых голливудских веяний впервые скорректирован, а потом вообще упразднён - хотя роман Карсон МакКаллерс, послуживший основой для этой ленты, издали ещё в 1941 году. Кстати, она написала его во всего лишь 24-летнем возрасте и уже имела на счету другой роман «Сердце - одинокий охотник». В реальной жизни была бисексуальной, как её муж Ривз МакКаллерс, с которым она дважды сочеталась браком, что перекликается, между прочим, с биографией главной исполнительницы Элизабет Тейлор (любопытно, что её тогдашний супруг Ричард Бёртон тоже рассматривался в числе кандидатов на роль майора Уэлдона Пендертона, но в итоге сыграл Марлон Брандо).
Действие картины перенесено в 1948 год, о чём свидетельствуют, в частности, некоторые чересчур пафосные фразы майора, преподающего в военной школе для офицеров в одном из фортов на юге США, о доблестях, силе воли и патриотизме американских генералов Паттона и МакАртура в годы второй мировой войны. Но из-за этого не очень ясно, мог ли принимать сам Пендертон какое-то участие в сражениях, или же оставался типичным служакой, лишь мечтающим о воинских подвигах, точно так, как он предаётся несмелым грёзам об армейском братстве, будучи в большей степени охвачен до поры до времени скрываемым гомосексуальным влечением к одному из молодых солдат по фамилии Уильямс, который нередко работает в их доме и, кстати, тоже тайно влюблён в Леонору Пендертон, презирающую своего мужа и имеющую сексуальную связь с подполковником Моррисом Лэнгдоном. Однако этим вовсе не исчерпывается причудливый набор маний и перверсий, которые испытывают почти все персонажи данной знойной и страстной истории, пусть многое недоговаривается, спрятано где-то внутри, но всё равно прорывается исподволь наружу.
Даже если бы Хьюстон не поставил несколькими годами ранее фильм «Фрейд: Тайная страсть», по ряду иных его работ нетрудно заметить, что режиссёр проявлял интерес к подспудно взрывоопасным историям человеческих влечений и пороков (в этом смысле знаменательно название одной из поздних лент «Под вулканом»). Вот и в картине «Отражения в золотом глазу» больше всего увлекает, как проявляется в людях - постепенно, но настойчиво, закономерно и вообще неотвратимо - то, что они желали бы скрыть от других и даже от себя, от чего хотели бы, возможно, избавиться навсегда, но это поражает их, как неизлечимая болезнь, приносящая непереносимые муки и одновременно неизъяснимые наслаждения.
«Орфей спускается в ад» - так называлась пьеса Теннесси Уильямса, относящаяся к направлению «южной готики». Джон Хьюстон экранизировал в 1964 году другое сочинение Уильямса - «Ночь игуаны». Но и в отношении фильма «Отражения в золотом глазу» тоже можно сказать, что творец спускается вслед за героями в пучины уже неконтролируемых ими страстей - и тогда ад, который был внутри, становится видимым и осязаемым во всю величину, а не только по отдельным случайным отражениям и ощущениям.
Оценка - 8 (из 10).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments