На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Ещё одна Лора

К стыду своему должен признаться, что творчество Отто Преминджера, одного из классиков американского кинематографа 40-60-х годов, как-то прошло мимо моего внимания - и я видел лишь его прославленный нуар "Лора" (1944), который, если честно, не так уж впечатлил меня, поскольку рассчитывал я на гораздо большее. А вот заказанная для просмотра "Анатомия убийства" (1959) не вызывала завышенных ожиданий - вероятно, по этой причине она очень понравилась. Отличная криминально-судебная драма, коих уже не делают в нынешнем Голливуде, а если и пытаются снять нечто похожее, то не получается столь же блестяще по режиссуре и великолепно по диалогам, в которых немало юмора, что вроде бы не особо приличествует данному жанру. Ну, и 161 минута экранного времени пролетает почти незаметно, поскольку увлекательно смотрится не только предыстория судебного процесса, но и то, как вершится правосудие над лейтенантом Фредериком Мэнионом, обвиняемым в убийстве владельца бара и отеля Барни Куилла, который прежде изнасиловал его молодую жену, соблазнительную Лору.
Кстати, имя героини, из-за которой всё и случилось, действительно отсылает нас к прежней знаменитой картине Преминджера, однако в "Анатомии убийства", созданной совсем в ином жанре, куда интереснее не роль "роковой красотки" (хотя её поведение вполне могло спровоцировать нескольких мужчин на преступления - причём в финале даётся тонкий намёк на то, что всё следует интерпретировать не так, как это отстаивал на суде новоявленный адвокат Пол Биглер, ранее отстранённый от должности прокурора за пристрастие к спиртному), а порой иронически, довольно живо и естественно представленные попытки Биглера и двух его помощников постараться распутать это юридическое дело и заполучить столь недостающие им деньги. Слово "анатомия" в названии может смущать и даже дезориентировать зрителей, которые будут ожидать более строгого, выверенного, холодного и бесстрастного анализа криминальной ситуации, связанной с мотивами и обстоятельствами происшедшего убийства. Но в трактовке постановщика и его актёров, среди которых, безусловно, блещет Джеймс Стюарт, заставляя вспомнить о своих звёздных комедийных ролях ещё в конце 30-х годов, показанный судебный процесс, скорее, должен считаться своеобразной "человеческой комедией" в бальзаковском понимании.
И если уж пытаться как-то иначе определить необычный жанр "Анатомии убийства", то это криминально-судебная драма нравов, точная и убедительная с психологической точки зрения картина самых разных по образу мыслей и своим поступкам весьма запоминающихся человеческих типов и характеров, даже если кто-то из них мелькает лишь ненадолго на экране. А у основных героев тоже есть собственные причуды и "фишки" - например, в одном из неожиданных и совершенно роскошных по исполнению моментов адвокат и судья, собравшись в совещательной комнате вместе с обвинителем и представителем генерального прокурора для переговоров по поводу ведения судебного заседания, вдруг начинают оживлённо и более заинтересованно обсуждать то, как следует ловить лягушек на специальную приманку. В конце концов, все они - нормальные, живые люди, которые ещё ярче, сочнее и вкуснее (да, хочется употребить именно это слово!) проявляются и раскрываются во время подготовки суда и непосредственно на процессе. И перед нами фактически - не анатомия убийства, а некий карнавал жизни во всём её многообразии, где так сложно отличить добро от зла, словно в состоянии диссоциативного расстройства, как раз приписываемого главному обвиняемому.
Оценка - 8,5 (из 10).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments