На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Запретить от A до Z

Пожалуй, самый лучший момент фильма "Дзета" французского режиссёра Коста-Гавраса, имеющего русско-еврейско-греческое происхождение, это не только финальное объяснение, что Z - не последняя буква в алфавите, а начальная в слове "жив" на греческом языке, но ещё и длинный список всего запрещённого (от Еврипида до миниюбок) в Греции после того, как в стране произошёл военный переворот и к власти пришли "чёрные полковники". А история, рассказанная в этой картине, во многом основана на реальных событиях, которые случились несколькими годами ранее - ещё в 1963 году, когда в городе Салоники был смертельно ранен двумя ультраправыми экстремистами на антивоенном митинге депутат от Единой демократической левой партии Григорис Ламбракис.
Лента "Дзета", с которой началась слава Коста-Гавраса, потом снявшего немало произведений политического плана, в момент своего появления в феврале 1969 года (кстати, Франция тогда ещё продолжала бурлить после событий "красного мая" 68-го) воспринималась как невероятно актуальное кино в самых разных странах, включая США, где удостоилась "Оскара" и в категории "лучший иноязычный фильм", и за виртуозный монтаж Франсуаз Бонно. Можно сказать, что злободневность данной картины нетрудно оценить и сейчас в нашей стране, постепенно скатывающейся к диктаторскому режиму. Но 45 лет назад было внове для многих то, что постановщику удалось с подачи соавтора сценария Хорхе Семпруна, который уже проделывал своеобразные эксперименты со временем и пространством в ленте "Война окончена" Алена Рене, кстати, тоже с участием Ива Монтана, превратить хронику недавних событий в прихотливо выстроенный и довольно увлекательный детектив.
Вот только расстраивает некоторая суетливость движений героев в ряде сцен, в частности, во время драк - как будто это происходит в немом кино из-за разницы в скорости проекции на экран, отчего возникает явно непредумышленный комический эффект. И вообще работа с массовкой (а съёмки велись, естественно, не в Греции - как ни парадоксально, в Алжире, где десятилетием ранее обострились отношения жителей тогдашней французской колонии с властями из метрополии) оставляет желать лучшего, что довольно странно видеть, зная последующие работы Коста-Гавраса, например, "Осадное положение" о перевороте в Уругвае. Ну и по накалу страстей, по безжалостности авторской интонации по отношению к любому режиму, притесняющему и подавляющему людей хоть в Южной Америке, хоть в Восточной Европе, "Дзета" как-то уступает иным фильмам этого режиссёра - особенно "Признанию", созданному им как раз вслед. Надо думать, что Коста-Гаврас, пройдя школу профессионального мастерства, а главное - став более зрелым в человеческом плане, потом оказался готовым к постижению скрытых внутренних механизмов исторического процесса.
Оценка - 7,5 (из 10).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments