На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Обрубок империи

Приступая к просмотру американского фильма "Джонни получил винтовку", разделившего в 1971 году Большой приз жюри на Каннском кинофестивале с лентой "Отрыв" Милоша Формана, я почему-то не поинтересовался заранее - какое произведение легло в основу первой и единственной картины Долтона Трамбо, известного сценариста, который был немало лет в "чёрном списке" Голливуда и даже отсидел год в тюрьме за отказ от сотрудничества на рубеже 40-50-х с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. Точнее, я вроде как знал, что Трамбо экранизировал свой роман, однако не уточнил для себя, когда же он был написан и издан. Оказывается, ещё в 1939 году, то есть как раз в канун второй мировой войны, а повествует об одном из тех солдат, которые чудом выжили на первой мировой войне и потом стали принадлежать к "потерянному поколению".
Кстати, в том же 1939-м вышел популярный фильм "Ревущие двадцатые" Рауля Уолша, получивший в советском прокате знаменательное название "Судьба солдата в Америке". Вот и "Джонни получил винтовку" - тоже про судьбу американского солдата. Но он практически ни жив, ни мёртв - находится в пограничном состоянии между жизнью и смертью, мучительной реальностью и более спасительными воспоминаниями обо всех, кого он некогда знал, поскольку Джо Бонэм, сильно пострадавший в одном из последних сражений, представляет собой лишь обрубок тела: без рук и ног, с деформированным лицом, хотя его мозг, к счастью или несчастью, вдруг начинает работать вопреки неутешительным прогнозам врачей. И этот "парень по имени Джо" (между прочим, Долтон Трамбо причастен к созданию ленты 1943 года с подобным названием, а спустя почти полвека Стивен Спилберг сделает "Всегда", римейк картины Виктора Флеминга о пилоте, ставшем ангелом-хранителем после своей смерти) мечется в собственном сознании между двумя мирами - посюсторонним и потусторонним, постепенно приходя к горькому выводу, что абсолютно не нужен в качестве живого человека, и трагическая участь знаменитого олдингтоновского героя была бы, наверно, более почётной для него.
Пожалуй, фильм Трамбо может ныне показаться несколько старомодным - и даже трудно поверить, что он снят в 1971 году, а не полутора десятилетиями ранее (впрочем, "Тропы славы" Стенли Кубрика, с которым чуть позже Долтон Трамбо анонимно сотрудничал на "Спартаке" - поистине одно из лучших произведений о первой мировой и вообще о войне). И после того, как видел "Птаху" Алана Паркера и "Лестницу Иакова" Эдриана Лайна, уже не настолько впечатляешься тем, как показан разрыв в мятущемся сознании жертвы военных баталий. Но свыше сорока лет назад "Джонни получил винтовку" со своим гневным антивоенным пафосом, подчас имеющим сатирические нотки, прозвучал как нельзя вовремя, поскольку всё это моментально соотносилось с тем, что тогда происходило во Вьетнаме. Видимо, и высокая награда в Канне, вручённая 65-летнему дебютанту в режиссуре, была в определённой степени актом признания мужества и стойкости человека, которому пришлось на протяжении чуть ли не всей жизни противостоять "американской империи" и бороться с её худшими и постыдными проявлениями.
Оценка - 7,5 (из 10).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments