На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

И дольше суток длится болтовня...

Никак не ожидал, что ранее не виденный "Бездельник" (1990), дебютный фильм 30-летнего независимого американского режиссёра Ричарда Линклейтера, которого я вообще-то ценил за тонкие наблюдения за сиюминутными настроениями молодых людей где-то в небольшом городе в США ("Под кайфом и в смятении" и "Пригородные") или же, напротив, во время путешествия по Европе ("Перед рассветом"), покажется мне настолько невнятным и сумбурным, вполне соответствующим ныне модному направлению "мамбл-драм", когда герои дешёвого, почти любительского кино долго и многословно чего-то бормочут и нудно мямлят на экране. Вот и в "Бездельнике", снятом более двадцати лет назад за анекдотические деньги (бюджет - $23 тыс.) и при участии непрофессиональных исполнителей, которые чаще всего не умеют толком держаться перед камерой и произносить свои затянутые монологи, раздражает эта манера безостановочно бубнить и тараторить, выдавать лишённые особого смысла нескончаемые словесные потоки, засорять абсолютно бессюжетное повествование бесполезными речами...
Может представлять некоторый интерес только сквозный нарративный принцип организации материала, когда чуть ли не каждый случайный герой, попавший в кадр, становится персонажем последующего микросюжета - и так продолжается до самого финала, где некая киногруппа молодых людей, занимающаяся съёмками врасплох, отправляется затем на природу, на скалистые берега реки, откуда сбрасывает вниз в порыве глупой шалости свою камеру, которая ещё успевает запечатлеть на лету лихорадочные виды мелькающей действительности. И также любопытно, что действие происходит в течение одних суток в техасском городе Остине, на родине режиссёра, кстати, самолично появляющегося на экране в прологе картины и потом пространно болтающего в такси.
Ссылка на "Улисс" Джойса вроде как призвана подчеркнуть, что более современные последователи Леопольда Блума, проживающие уже в конце ХХ века, сильнее и безвозвратнее выбиваются из "мифологического ряда", хотя один из самых экстравагантных типов в "Бездельнике" отчаянно пытается ухватиться за принцип "телевизионного параллелизма" и сотворить в тесном помещении с массой телеэкранов некое подобие многоокой Вселенной. Да и сам Линклейтер якобы стремится воссоздать в собственной ленте сложную и причудливую модель мира, составленную в виде дробной мозаики провинциальной жизни Америки, которая уж точно не тянет даже в ёрническо-трагикомическом варианте на какое-либо сопоставление с мифами античности. А главное - нет той естественности, лёгкости, раскрепощённости и словно воздушности кинематографического письма, что присутствует в отдельных моментах его лучших работ.
Оценка - 4 (из 10).

Subscribe

  • Самопознание победило тревогу

    Закончил составлять музыкальную справку по фильму "...и будет дочь". Сочинённая Андреем Щитовым первая тема главной героини, названная мною…

  • Фильмы Ридли Скотта

    Фильмы Ридли Скотта (средний балл - 6,77) «Парень и велосипед» / Boy and Bicycle (Великобритания, 1961-1965, к/м) 7…

  • «…а осадок остался»

    Рецензия написана для ivi.ru Спустя четыре года после двойных премьер 2017 года («Чужой: Завет» и «Все деньги мира»)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments