На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

А если всё кончится "Каньонами"?!

Запомнил на всю жизнь хлёсткое название оказавшейся пророческой статьи польского кинокритика Ежи Плажевского, который ещё в середине 70-х годов справедливо поставил вопрос ребром, анализируя дальнейший путь в кинематографе так называемых бунтарей и контестаторов всех мастей, смущавших общественные настроения в конце 60-х - "А если всё кончится мраморным бассейном?". Неизбежное обуржуазивание тех, кто прежде восставал против существующего порядка вещей, проявилось не только к гламуризации их фильмов, но и привело к постепенной утрате вдохновения и таланта. Всё стало безликим и немощным в кинематографе былых ниспровергателей по мере их прочного вписывания в голливудскую систему ценностей, которую они вроде как пытались разрушить в своих ранних картинах, а позднее явно примирились и охотно согласились с тем, что поначалу не принимали на дух.
Увы, эта печальная закономерность даёт о себе знать вновь и вновь, когда смотришь новые ленты режиссёров, некогда составлявших славу "серебряного века" американского кино, который пришёлся как раз на вторую половину 60-х и 70-е годы. Но в случае с последним фильмом Пола Шредера под названием «Каньоны», казалось бы, снятым далеко за пределами крупных киностудий и на ничтожные по голливудским меркам деньги (бюджет составил лишь $250 тыс.), больше всего расстраивает не столько творческая импотенция автора, который уже не может толком и хотя бы с минимальным профессионализмом, а не любительски и школярски, разыграть на экране историю порочных нравов обитателей холмов Лос-Анджелеса. Куда труднее поверить в то, что создатель данной картины - бывший кинокритик, написавший в молодости несколько блистательных текстов и о жанре нуара, и о трансцендентном кинематографе Карла Теодора Дрейера, Ясудзиро Одзу и Робера Брессона.
Вся «бедная философия» ленты 66-летнего постановщика сводится к унылой и лишённой даже намёка на страстность и повышенную эмоциональность констатации банальных и затёртых до невозможности «простых истин», что в Голливуде никто и никого совершенно не любит, а давно заигрался в надоевшую практически всем глупую и усталую игру, только имитирующую, симулирующую жизнь, искусственно взбадриваемую любыми видами зависимости - от алкоголя и наркотиков до безудержного секса напропалую. И насколько это невыносимо скучно и неинтересно, сухо, холодно и как-то мертвенно показано, что создаётся невольное впечатление, будто в кадре действуют не живые люди, а механические куклы, заученно повторяющие слова и жесты, равнодушно и почти аутично реагирующие на всевозможные раздражители. Как ни покажется парадоксальным, во всём террариуме «околокинематографических приживал» наиболее естественным, вменяемым и адекватным представляется лишь мелькнувший на пару минут на экране персонаж в исполнении режиссёра Гаса Ван Сэнта - психиатр, перед которым лениво и занудно исповедуется главный герой Кристиан, сыгранный, между прочим, порноактёром со звучным псевдонимом Джеймс Дин.
Это вообще мир ложных сущностей и фальшивой игры, непереносимой любительщины во всём, умерших авторитетов и скончавшегося кино. Начальные и финальные кадры с опустевшими, заброшенными, бесприютными и одинокими кинотеатрами Калифорнии, которые больше никому не нужны, а окружающее пространство похоже на безжизненный пейзаж отдалённой чужой планеты, оказываются надгробной эпитафией, безжалостным приговором тому кинематографу, что уже не существует вообще. И надо же было опуститься творцу до такой степени разложения и гниения, что его собственный фильм заставляет подумать о закономерном и даже желаемом трагическом исходе «последнего киносеанса» - пусть лучше всё придёт в запустение и покроется слоями вековой пыли, но подобное кино не должно нигде и никогда демонстрироваться!
Оценка - 1,5 (из 10).
Subscribe

  • Юным нельзя смотреть это!

    С трудом выдержал "словесную мастурбацию" в фильме "Никита Таня" из цикла "Дау". Вот только не понял: почему был…

  • 41 чешский и словацкий фильм

    «Губительное изобретение» / «Тайна острова Бэк-Кап» / Vynález zkázy (ЧССР, 1958, реж. Карел Земан)…

  • Уроки греческого

    У Теодора Курентзиса даже появляется в фильме "Дау. Три дня" какое-то человеческое обаяние, и долгие разговоры на греческом с актрисой,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments