На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
“ГЛАДИАТОР” (Gladiator)
США-Великобритания. 2000. 155 минут (полная версия - 171 минута).
Режиссёр Ридли Скотт (Ridley Scott)
Автор сюжета Дэвид Х. Францони (David H. Franzoni)
Авторы сценария Дэвид Х. Францони (David H. Franzoni), Джон Логан (John Logan), Уильям Николсон (William Nicholson) 
Оператор Джон Мэтисон (John Mathieson)
Главный художник Артур Макс (Arthur Max)
Художники Кит Пейн (Keith Pain), Питер Рассел (Peter Russell)
Композиторы Лиза Джеррард (Lisa Gerrard) и Ханс Циммер (Hans Zimmer) при участии Клауса Бадельта (Klaus Badelt)
В ролях: Рассел Кроу (Russell Crowe), Хоакин Финикс (Joaquin Phoenix), Конни Нильсен (Connie Nielsen), Ричард Хэррис (Richard Harris), Оливер Рид (Oliver Reed), Дерек Джекоби (Derek Jacobi), Джимон Хунсу (Djimon Hounsou), Дэвид Скофилд (David Schofield), Джон Шрэпнел (John Shrapnel), Томас Арана (Tomas Arana), Дэвид Хеммингс (David Hemmings), Ральф Мёллер (Ralph Moeller), Спенсер Трит Кларк (Spencer Treat Clark), Томми Флэнаган (Tommy Flanagan), Свен-Оле Торсен (Sven-Ole Thorsen)
Премии: 5 “Оскаров” - за фильм, главную мужскую роль, костюмы (Джэнти Йейтс - Janty Yates), визуальные эффекты (Тим Бёрк, Нил Корбоулд, Роб Харви, Джон Нелсон - Tim Burke, Neil Corbould, Rob Harvey, John Nelson), звук (Боб Бимер, Скотт Миллан, Кен Уэстон - Bob Beemer, Scott Millan, Ken Weston), 4 приза БАФТА - за фильм, работу оператора, художника и за монтаж (Пьетро Скалия - Pietro Scalia), а также премия английской публики, 3 “Золотых Глобуса” - за лучший фильм в категории драмы, музыку и визуальные эффекты (Джон Нелсон), 2 премии Национального совета обозревателей - за работу художников и декораторов (Артур Макс, Кит Пейн, Питер Рассел, Криспиан Сэллис, Соня Клаус, Джилл Эзис, Элли Грифф - Arthur Max, Keith Pain, Peter Russell, Crispian Sallis, Sonja Klaus, Jille Azis, Elli Griff), второплановую мужскую роль (Хоакин Финикс - также за участие в фильмах “Перья” / Quills и “Сортировочные” / The Yards), киноприз MTV за лучший фильм
Кассовые сборы - $187,7 млн. в США (в пересчёте по состоянию на 2006 год - $229,1 млн.), 30,8 млн. фунтов стерлингов в Великобритании, $457,6 млн. в мире
Посещаемость - 34,8 млн. зрителей в США
Оценка - 7,5 (из 10)

Исторический фильм

Отношение к этому фильму Ридли Скотта может быть двойственным даже у тех, кто является давним поклонником англо-американского режиссёра. Несомненно, что он сделал лучшую картину 90-х годов со времени появления “Тельмы и Луизы”, а некоторые заглядывают ещё дальше в прошлое кинокарьеры Скотта. Он вернулся после неудачных современных лент “Белый шквал” и “Солдат Джейн” опять в иную эпоху - ведь все убеждены с момента появления в 1977 году впечатляющего дебюта “Дуэлянты”, что место его творца в далёком минувшем (надо также назвать “1492: Покорение рая” и вневременную “Легенду”) или в будущем (ставшие классикой жанра “Чужой” и “Блейд-раннер” говорят сами за себя!).
И, видимо, не случайно, что именно Ридли Скотту компания “ДримУоркс”, одним из руководителей которой является Стивен Спилберг, тоже теперь интересующийся историей наравне с фантастикой, доверила ответственное дело возрождения когда-то (на рубеже 50-60-х) чуть ли не самого популярного жанра исторических фильмов о Древнем Риме, иначе говоря - “пеплумов”. Это не значит, что в последующие 40 лет вообще перестали снимать картины об античности, но чаще всё-таки на телевидении или же не с таким мощным бюджетом в $103 млн., как у “Гладиатора”. Причём тут непременно надо учесть экономность спилберговских продюсеров, которые умеют не тратить попусту деньги и, в частности, не приглашают слишком дорогих звёзд, справедливо полагаясь на то, что “вывезет сам материал”. И это на самом деле случилось - всего за 17 дней лишь в США лента Скотта собрала сумму, равную бюджету, а в итоге получила в мире $457,6 млн., то есть в 4,5 раза превзошла затраты на производство.
Постановщику “Гладиатора” удалось главное, в чём он сам сомневался, а компании “ДримУоркс” и “Юниверсл” сильно рисковали, что не вернут затраченные деньги. Ридли Скотт сделал увлекательным и захватывающим зрелищем для современной публики, больше привыкшей к фантастическим спецэффектам (как, допустим, в сцене гонок в далёком будущем в фильме “Звёздные войны. Эпизод 1 - Скрытая угроза”), ту старомодную, казалось бы, стилистику исторических суперколоссов, что главенствовала два поколения назад. Подростки и юноши вроде самого Скотта, которые некогда могли бегать в кинотеатры на масштабные экранные полотна Сесила Блаунта Де Милля (“Десять заповедей”), Уильяма Уайлера (“Бен Гур”), Стенли Кубрика (“Спартак”) и Джозефа Лео Манкевича (“Клеопатра”), теперь уже стали дедушками. А их сыновья (как, например, Джейк Скотт в “Планкетте и Маклейне”) успели показать давнее прошлое с долей здоровой иронии, не очень-то заботясь об исторической достоверности.
Может показаться, что и старший Скотт не отягощён задачей непременного соблюдения верности эпохе, демонстрируя битву в Германии наподобие кровавых побоищ в “Конане-варваре”, сцены гладиаторских поединков в Северной Африке - на манер “Искателей потерянного ковчега”, а схватки в Колизее с участием колесниц - словно соперничая с уже упоминавшимися эпизодами гонок в картине Джорджа Лукаса. Режиссёр “Гладиатора” действительно покоряет зрителей своим мощным умением создавать врезающиеся в память батальные сцены и моменты гладиаторских боев. Но он также, будто компенсируя недостатки первой части повествования, навёрстывает ближе к кульминации остроту духовного противостояния двух главных героев.
Максим был предводителем легионеров-победителей, избежал смертельного преследования властей Рима и вынужденно стал гладиатором. А новоявленный император Коммод не только пренебрёг заветами отца, великого цезаря Марка Аврелия, но и ценой его гибели и узурпаторства взошёл на престол. Последний личный поединок на арене Максима и Коммода - это соперничество не за жизнь или смерть и даже не за судьбу Рима, а типичное для творчества Ридли Скотта иносказательное столкновение надмирных сил Добра и Зла. Смертельно раненый Максим успевает нанести неотвратимый удар противнику, благословить передачу власти Сенату, а потом удалиться в своих последних грёзах в потусторонний мир, где его давно ожидают жена и сын, жестоко истерзанные воинами Коммода.
Это должно бы свидетельствовать о логическом продолжении постоянного скоттовского мотива о воспарении от грубой реальности в немыслимые пределы инобытия. Но то ли художник уже устал бороться с Голливудом на протяжении двадцати лет, то ли сказалась потеря им верной тональности повествований в предшествующих работах “Белый шквал” и “Солдат Джейн”, то ли данный исторический материал никак не соотносился с авторским желанием вознестись непременно в горние сферы... В любом случае, эти эпизоды, окрашенные в мистические цвета, представляются явно чужеродными и к тому же натужно выполненными. Причём вряд ли подлежит сомнению, что это придумка самого постановщика, а не навязывание воли продюсеров, как в некоторых излишне пафосных сценах. Это тем более обидно, что в данной ситуации европейский автор с репутацией яркого визионера и провидца вчистую проиграл самому себе как американскому мастеру-профессионалу суперзрелищ. То, что это так, подтверждает и самый высокий результат кассовых сборов, который когда-либо имел в прокате фильм Ридли Скотта.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal