На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:
«Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ»
СССР. 1963. 78 минут.
Режиссёр Георгий Данелия
Автор сценария Геннадий Шпаликов 
Оператор Вадим Юсов
Художник Александр Мягков
Композитор Андрей Петров
Текст песни Геннадий Шпаликов
В ролях: Алексей Локтев, Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Стеблов, Ролан Быков, Владимир Басов, Инна Чурикова, Ирина Мирошниченко, Мария Виноградова, Олег Видов, Лев Дуров, Борис Битюков, Любовь Соколова
Премии: особое упоминание жюри ex aequo на МКФ в Канне-64; приз оператору Вадиму Юсову на ВКФ в Ленинграде в 1964 году
Зрительский успех - 20,0 млн. при тираже 899 копий
Оценка - 8,5 (из 10)

Лирическая комедия

В былые годы некоторые критики, вероятно, разозлённые из-за того, что более концептуальная лента "Застава Ильича" (вышла потом под названием "Мне 20 лет") Марлена Хуциева была подвергнута идеологической проработке и затянувшейся на несколько лет переработке, язвили, что другой фильм по сценарию молодого и талантливого Геннадия Шпаликова, словно шар-спутник, быстрее достиг экрана. И вообще картина "Я шагаю по Москве" могла показаться непозволительно несерьёзной и простенькой - почти как случайный летний дождик, который застиг всех врасплох, но тут же прекратился, так что над ним даже следовало бы посмеяться. Это же какое-то наивное юношеское стихотворение ни о чём, родившееся на свет от хорошего настроения, а "в чём дело - сразу не поймёшь", что и схвачено моментально в песенке, которую исполнил ещё не достигший восемнадцатилетия Никита Михалков, и в великолепно снятой оператором Вадимом Юсовым летней Москве 1963 года. Тогда, напомним, лишь отдалённым громом прогремел скандал на уровне ЦК по поводу присуждения Большого приза Московского кинофестиваля такому сложному, непонятному и запутанному произведению, как "Восемь с половиной" (это спустя сорок с лишним лет творение Федерико Феллини чисто и прозрачно, словно промытое стекло).
А уж своеобразные "Два с половиной" Георгия Данелии (до этого у него были ленты "Серёжа", совместно с Игорем Таланкиным, и "Путь к причалу") казались милым пустяком, пусть и отмеченным через год в престижном Канне особым упоминанием жюри во главе с классиком мирового кино Фрицем Лангом. Знаменательно, что среди привлёкших его внимание фильмов "молодых режиссёров" оказался также "Крик" чеха Яромила Иреша, а главная награда досталась совсем уж не "фестивально-интеллектуальной", даже в какой-то степени развлекательной мелодраме "Шербурские зонтики" (вот вам ещё тема дождя!) начинающего французского постановщика Жака Деми. Но в этой непредусмотренной перекличке была своя логика - во времена взлёта "Битлз", когда даже "Вечер трудного дня" был на самом деле беспечным и жизнерадостным, как и почти всё в молодости, многим виделось, что и целый мир охвачен весенне-летним приподнятым настроением - вопреки общественным и личным потрясениям.
Разве помнится долго, что фоном "Шербурских зонтиков" является война в Алжире, в "Крике" действие происходит в роддоме, где не всегда все здоровы и счастливы, а герой фильма "Я шагаю по Москве", молодой монтажник из тайги, в столице находится лишь проездом, направляясь дальше по всё-таки печальному поводу - на родину своего погибшего товарища. Но подобно тому, как юности свойственно легко преодолевать уныние и печаль, оптимистически смотреть на жизнь, "будто что-то впереди" (вспомним стихи Семёна Кирсанова про летние дожди), так и кинематограф той эпохи в разных странах тоже был насыщен юной энергией и высоким содержанием кислорода в воздухе после сиюминутного ливня. Лишь ретроспективно постигаешь, что "Я шагаю по Москве" - не только неприхотливо запечатлённое "прекрасное лето" (по аналогии с "Прекрасным маем" Криса Маркера о Париже 1962-го), но и восторженный эпиграф к эре радости и раскрепощения, позже продлившейся столь недолго - каких-нибудь три года, а будто бы всего три экранных минуты, например, в "Июльском дожде" Хуциева или "Долгой счастливой жизни" самого Шпаликова. Иных уж нет - а те далече...
Subscribe

  • Будто мартовская соната

    Фильм "Нора Мама" из цикла "Дау" - более ровный по исполнению, хотя набирает высоту по мере долгого (пусть и не такого резкого…

  • Я оказался смелым человеком

    Начал смотреть киноцикл "Дау" вроде бы по хронологии событий - с фильма "Смелые люди". Кино оказалось всё-таки лучше, нежели я…

  • 85 польских фильмов

    «Поколение» / Pokolenie (ПНР, 1954, реж. Анджей Вайда) «Канал» / Kanał (ПНР, 1956, реж. Анджей Вайда) «Ева хочет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments