На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
“ПОДПОЛЬЕ - ЖИЛА-БЫЛА ОДНА СТРАНА” (Underground - Bila jednom jedna zemlja)
Франция-ФРГ-Югославия-Венгрия. 1995. 194 минуты (телевариант - 300 минут).
Режиссёр Эмир Кустурица (Emir Kusturica)
Авторы сценария Душан Ковачевич (Dusan Kovacevic) и Эмир Кустурица (Emir Kusturica) по роману "Жила-была одна страна" (Bila jednom jedna zemlja) Душана Ковачевича и пьесе "Весна в январе" (Prolece u januaru) Душана Ковачевича и Эмира Кустурицы
Оператор Вилько Филач (Vilko Filac)
Главный художник Милен Крека Клякович (Miljen Kreka Kljakovic)
Художники Бранимир Бабич (Branimir Babic), Властимир Гаврик (Vlastimir Gavrik), Владислав Ласич (Vladislav Lasic), Мартин Мартинец (Martin Martinec)
Композитор Горан Брегович (Goran Bregovic)
Использована музыка Антонина Дворжака (Antonin Dvorak), Камиля Сен-Санса (Camille Saint-Saens)
В ролях: Мики Манойлович (Miki Manojlovic), Лазар Ристовски (Lazar Ristovski), Миряна Йокович (Mirjana Jokovic), Славко Штимац (Slavko Stimac), Эрнст Штёцнер (Ernst Stotzner), Срджан Тодорович (Srdan Todorovic), Миряна Каранович (Mirjana Karanovic), Милена Павлович (Milena Pavlovic), Данило “Бата” Стойкович (Danilo ‘Bata’ Stojkovic), Бора Тодорович (Bora Todorovic), Давор Дуймович (Davor Dujmovic), Д-р Неле Карайлич (Dr. Nele Karajlic), Бранислав Лечич (Branislav Lecic), Драган Николич (Dragan Nikolic), Харк Бом (Hark Bohm)
Премии: главный приз на МКФ в Канне в 1995 году, премия «Кинема дзюнпо» лучшему иностранному режиссёру по итогам 1996 года
Посещаемость - 0,4 млн. во Франции
Оценка - 8 (из 10)

Эпически-сатирическая политическая фантазия

Эта лента, получившая “Золотую пальмовую ветвь” в Канне в 1995 году (благодаря чему Эмир Кустурица стал всего лишь третьим по счёту - после Фрэнсиса Форда Копполы и Билле Аугуста - дважды лауреатом высшей награды одного из самых престижных кинофестивалей мира), обладает всеми признаками вольного и неудержимого таланта режиссёра из Сараева. Сам он упорно продолжает именовать себя югославским (а не боснийским) постановщиком, хотя единой страны СФРЮ уже не существует, и даже название Югославия, ещё несколько лет использовавшееся в Сербии и Черногории, теперь вообще исчезло с карт. Действительно случилось так, как это напророчил Кустурица в символическом финале своего “Подполья”, когда показал, что от большой территории остался после происшедших разломов только жалкий кусок суши, дрейфующий в мировом пространстве. И кончилось то эпическое неделимое время, которое длилось и длилось для обитателей подполья, устроенного ещё в годы второй мировой войны, когда всем югославам, без деления на отдельные национальности, пришлось выживать в условиях немецкой оккупации.
Может создаться впечатление, что “Подполье” - это растянутый до размеров весьма причудливого (порой чуть ли не сюрреалистического) сказания обычный анекдот из серии про партизан, которые так и не узнали об окончании войны и продолжали по-прежнему прятаться в потайных местах, изредка совершая дерзкие вылазки, направленные против захватчиков родной земли. Но исходная комическая ситуация служит для Эмира Кустурицы лишь поводом для создания широкомасштабной фантасмагории всей окружающей действительности за последние полвека, когда каждый индивид поневоле ощущал себя пленником времени, горделиво уповая на то, что на самом-то деле является заложником вечности. Однако вечное оказалось скоротечным, а не лишённая пафоса борьба за существование - обыкновенным бегством от реальности, аналогом трусливого закапывания головы страуса в песок. Подполье же превратилось в подобие склепа с заживо погребёнными людьми.
Несмотря на яркую и сочную образность, эта лента Кустурицы всё-таки представляется не только наиболее тяжеловесной и перегруженной символикой, но и излишне политизированной работой, что, кстати, спровоцировало её довольно резкий приём в Боснии и Герцеговине. А вот члены Сербской киноакадемии назвали эту картину третьей в списке лучших фильмов, созданных после второй мировой войны.
Subscribe

  • Загранпаспорт теперь есть, а вот приглашений нету

    Получил сегодня заграничный паспорт. Но пригодится ли он мне? Помнится, что в прошлый раз, когда я оформил себе загранпаспорт, в итоге вообще никуда…

  • Найти выход в охоте на лис

    Рецензия написана для ivi.ru Третья полнометражная работа британского режиссёра Джерарда Джонсона, который снимает с периодичностью один фильм в…

  • Я как сапожник без сапог

    Некоторые удивляются, что я отказался обсуждать фильм "Дюна". Но и раньше пару раз я не принимал участие в программе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments

  • Загранпаспорт теперь есть, а вот приглашений нету

    Получил сегодня заграничный паспорт. Но пригодится ли он мне? Помнится, что в прошлый раз, когда я оформил себе загранпаспорт, в итоге вообще никуда…

  • Найти выход в охоте на лис

    Рецензия написана для ivi.ru Третья полнометражная работа британского режиссёра Джерарда Джонсона, который снимает с периодичностью один фильм в…

  • Я как сапожник без сапог

    Некоторые удивляются, что я отказался обсуждать фильм "Дюна". Но и раньше пару раз я не принимал участие в программе…