На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«РИТУАЛ» (Riten)
Швеция. 1969. 72 минуты.
Режиссёр Ингмар Бергман (Ingmar Bergman)
Автор сценария Ингмар Бергман (Ingmar Bergman) 
Оператор Свен Нюквист (Sven Nykvist)
Художник Маго (Mago)
В ролях: Гуннар Бьёрнстранд (Gunnar Bjornstrand), Ингрид Тулин (Ingrid Thulin), Андерс Эк (Anders Ek), Эрик Хелль (Erik Hell), Ингмар Бергман (Ingmar Bergman)
Оценка - 9 (из 10)

Экзистенциальная трагикомическая притча

Судья Абрамссон в некой неназванной европейской стране берёт показания (вместе и по отдельности) у трёх странствующих актёров - Ханса Винкельманна, Теи и Себастьяна, чьи собственные взаимоотношения довольно запутаны. И провоцирует на повторение инкриминируемого им порнографического действа, но, в конце концов, сам принимает участие в этом странном ритуале…
В весьма неожиданном фильме Ингмара Бергмана используется ряд откровенно эротических, но ироничных (согласно контексту) символических деталей. Маски на лицах комедиантов, подвешенные модели мужских половых членов, огромная чаша якобы с кровью, из которой Абрамссон должен выпить своё собственное отражение…Трое актёров просто хотят поиздеваться над судебным чиновником и вызвать у него знакомое им самим чувство страха и растерянности. Пытаются отомстить за то унижение, которому прежде их подвергал судья (идея, известная в творчестве Бергмана ещё по «Лицу»). Позволяют ему удовлетворить подавленные мазохистские влечения. И они не виноваты в том, что сердце любителя острых ощущений всё-таки не выдержало. Абрамссон выпил своё отражение? Что ж - это говорит о том, что он сам убил себя, не удержавшись от соблазна принять участие в ритуале, ставшем своеобразным жертвоприношением. И почему бы действительно не принести в жертву этого смиренного и жалкого служителя аппарата власти, чья фамилия восходит, между прочим, к Аврааму?! В итоге заезжие комедианты уплатили штраф, который с них требовал ещё Абрамссон, и больше никогда не возвращались в ту страну, где всё это произошло.
Как и «Лицо», лента «Ритуал», снятая вообще-то для телевидения, имеет, помимо лежащего на поверхности смысла, глубинный иносказательный подтекст. В противопоставлении власти и искусства, мира филистеров, обывателей и мещан, а с другой стороны - актёров и всех творческих людей, Ингмар Бергман, естественно, выбирает второе. Ритуал - это экстравагантная и эпатажная форма проявления искусства, призванного внести сумятицу и беспокойство в тихое и сытое буржуазное существование. А судья Абрамссон - всего лишь «мелкий винтик», незначительная деталь разыгранного спектакля, принятого им за подлинную реальность. Он видит в искусстве только самого себя и отражение своих подавленных инстинктов, даже не воспользовавшись шансом исповедаться. Кстати, за окошечком исповедальни на мгновение появляется сам Бергман в качестве пастора. И здесь ещё точнее выражена главная мысль «Лица»: обыватель совершенно не способен разглядеть в искусстве Лицо художника, а в жизни - Лицо истины.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Есть же вполне культурные кинофестивали

    Долго переписывался вчера в Живом Журнале с довольно привередливым читателем, который пытался мне доказать, что это я сам виноват, невнимательно…

  • Его-то совесть не мучает

    Неведомо почему приснился мне вдруг сегодня тот молодой человек, которого я всячески поддерживал 26 лет назад, а он сразу же перестал со мной…

  • А всё-таки придётся смотреть!

    Вышел вчера небольшой скандальчик в Фейсбуке, когда меня стали стыдить, что кинокритик не рвётся смотреть один фильм, который крайне низко (на 1 из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments