На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:
«ПРИЗНАНИЯ ОПАСНОГО УМА» / «ПРИЗНАНИЯ ОПАСНОГО ЧЕЛОВЕКА» (Confessions of a Dangerous Mind)
США-Канада-ФРГ. 2002. 113 минут.
Режиссёр Джордж Клуни (George Clooney)
Автор сценария Чарли Кауфман (Charlie Kaufman) по книге Чака Бэрриса (Chuck Barris) 
Оператор Ньютон Томас Сигел (Newton Thomas Sigel)
Главный художник Джеймс Д. Биссел (James D. Bissell)
Художники Изабель Гуэ (Isabelle Guay), Николя Лепаж (Nicolas Lepage), Жан-Пьер Паке (Jean-Pierre Paquet)
Композитор Алекс Уэрмен (Alex Wurman)
В ролях: Сэм Рокуэлл (Sam Rockwell), Джордж Клуни (George Clooney), Дрю Бэрримор (Drew Barrymore), Рутгер Хауэр (Rutger Hauer), Мэгги Гилленхаал (Maggie Gyllenhaal), Джулия Робертс (Julia Roberts), Дэвид Джулиан Хёрш (David Julian Hirsh), Джерри Уайнтрауб (Jerry Weintraub), Роберт Джон Бёрк (Robert John Burke), Дженнифер Холл (Jennifer Hall), Майкл Инсайн (Michael Ensign)
Премии: 2 приза Национального совета обозревателей - за сценарии Чарли Кауфмана, написанные также к фильмам «Адаптация» (Adaptation) и «Человеческая природа» / «Звериная натура» (Human Nature), и специальная премия режиссёру-продюсеру-актёру Джорджу Клуни; приз за главную мужскую роль на МКФ в Берлине в 2003 году
Кассовые сборы - $16 млн. в США (в пересчёте по состоянию на 2006 год - $17,5 млн.), $33 млн. в мире
Посещаемость - 2,65 млн. зрителей в США
Оценка - 6,5 (из 10)

Авантюрная ретро-трагикомедия

Незначительное изменение названия в российском прокате сразу меняет акценты в восприятии этой ленты, которая оказалась в киносезоне 2002 года в одной связке с другой авантюрной ретро-трагикомедией - «Поймай меня, если сможешь» Стивена Спилберга. Потому что главный герой «Признаний опасного ума» (дословный перевод точнее свидетельствует, что к поведанному в книге Чака Бэрриса, популярного телеведущего 60-70-х годов, следовало бы относиться как к «опасным бредням рассудка») больше похож по своей склонности к невероятным приключениям на юного мошенника Фрэнка Эбэгнейла, несколько лет водившего за нос ФБР. А Бэррис до сих пор уверяет, что долго был тайным агентом ЦРУ и выполнял шпионские задания по устранению неких лиц, в том числе во время командировок в Европу, и убил таким образом 33 (!) человека, начав это делать примерно в 33 года, то есть в «возрасте Христа», когда уже отчаялся пробиться со своими задумками на телевизионные шоу.
Но стоило «новоявленному шпиону» провернуть несколько дел по поручению «злого ангела-хранителя» в лице Джима Бирда (кстати, его играет в острохарактерной манере сам Джордж Клуни, дебютировавший этой лентой в режиссуре), как моментально поступили выгодные предложения от телебосса Лэрри Голдберга (в этой роли выступил известный кинопродюсер Джерри Уайнтрауб). С тех пор карьера создателя ряда скандальных шоу на телевидении якобы шла уже параллельным курсом наряду с осуществлением международных законспирированных операций, пока Чаку Бэррису не надоело амплуа «наёмного убийцы на службе разведки». И он попытался избавиться от мефистофельского присутствия в собственной жизни «человека организации» и вообще слинять «из-под колпака», что, как ни странно, удалось сделать без особых последствий.
Клуни признавался в интервью, что сразу почувствовал, как можно перенести на экран намеренно амбивалентный сценарий Чарли Кауфмана, просто обожающего разыгрывать публику ироническими шарадами (вот и рекламный слоган картины гласит: «Некоторые вещи лучше оставить совершенно секретными»). Он начинает фильм виртуозно, с большой выдумкой, подчас изысканно по кинематографическим средствам запечатления ретро-атмосферы сорокалетней давности, а главное - ловко балансируя на грани пародии. И демонстрирует своеобразное «искусство канатоходца» практически до середины повествования, когда действие напрасно становится серьёзным и драматичным, особенно в сценах душевных метаний разочаровавшегося в «убойной профессии» Бэрриса, чьим единомышленником неожиданно оказывается «опытный цэрэушный киллер» по фамилии Килер (Keeler) в традиционном исполнении героя боевиков Рутгера Хауэра. Тут уж поневоле поверишь, что всё приключившееся с шоуменом за пределами телестудии вполне могло быть на самом деле.
И только ближе к финалу (например, в эпизодах «игры в кошки-мышки» с роковой женщиной-суперагентом по имени Патриция, в чьей роли по-новому предстаёт Джулия Робертс) и в заключительных кадрах, которые сопровождает заразительный смех Дрю Бэрримор в качестве Пенни, наконец-то ставшей женой заядлого холостяка Чака, режиссёр вновь возвращается к прежней манере явно не глупой авантюрной фантазии. Она опасна лишь в том смысле, что является «миной замедленного действия», поскольку подлинная суть доходит до очевидцев этой истории с некоторым опозданием - да и то не до всех!
Если вспомнить о немаловажном мотиве оскаровского лауреата - фильма «Блестящий ум» / «Игры разума», в американском обществе, где чуть ли не всегда наличествует готовность к проявлениям подозрительности и шпиономании, найдутся и сегодня «рыцари без страха и упрёка», согласные следить за всеми и даже воспользоваться при случае «лицензией на убийство». А также имеются, конечно, и те, кто поверит безумным россказням, приняв за чистейшую правду желание очередного «человека на Луне» (в фильме Милоша Формана с таким названием Джим Кэрри играл ещё одну неоднозначную телезнаменитость прошлого - комика Энди Кауфмана) просто присочинить, прихвастнуть и опять привлечь к себе внимание зрителей. Ведь уорхоловские «15 минут славы» распространяются не только на непрофессиональных исполнителей, мнящих видеть себя кумирами, но и на таких вот спецагентов-любителей.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment