На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
“Е. Т., ИНОПЛАНЕТЯНИН” (Е. Т. the Extra-Terrestrial)
США. 1982. 115 минут (полная версия - 120 минут).
Режиссёр Стивен Спилберг (Steven Spielberg)
Автор сценария Мелисса Мэтисон (Melissa Mathison) 
Оператор Аллен Давио (Allen Daviau)
Художник Джеймс Д. Биссел (James D. Bissell)
Композитор Джон Уильямс (John Williams)
В ролях: Хенри Томас (Henry Thomas), Дрю Бэрримор (Drew Barrymore), Ди Уоллес-Стоун (Dee Wallace-Stone), Питер Койот (Peter Coyote), Роберт МакНотон (Robert MacNaughton), К. Томас Хауэлл (C. Thomas Howell), К. Ч. Мартел (K.C. Martel), Шон Фрай (Sean Frye), Эрика Элениак (Erika Eleniak), голос Е.Т. - не указанные в титрах Пэт Уэлш (Pat Welsh) и Дебра Уингер (Debra Winger)
Премии: 4 “Оскара” - за музыку, звук (Джин С. Кантамесса, Дон Диджироламо, Роберт Дж. Гласс, Роберт Кнудсон - Gene S. Cantamessa, Don Digirolamo, Robert J. Glass, Robert Knudson), звуковые эффекты (Бен Бёртт, Чарльз Л. Кэмбелл - Ben Burtt, Charles L. Campbell), визуальные эффекты (Деннис Мёрен, Карло Рамбальди, Кеннет Смит - Dennis Muren, Carlo Rambaldi, Kenneth Smith), 2 “Золотых Глобуса” - за лучшую драму и за музыку, приз БАФТА за музыку, “Давид” Донателло” в Италии лучшему иностранному режиссёру, премия Японской киноакадемии, “Голубая лента” и приз “Кинема дзюнпо” за лучший иностранный фильм в Японии, “Грэмми” за музыку для кино; в 1994 году включён в Национальный регистр фильмов
Кассовые сборы - $359,2 млн. в США и $660,8 млн. в мире в 1982 году, $40,6 млн. в США в 1985 году, $35,3 млн. в США и $55,3 млн. в мире в 2002 году; всего в США - $435,1 млн. (в пересчёте по состоянию на 2006 год - $919,2 млн.), всего в мире - $756,7 млн.
Посещаемость - 122,2 млн. зрителей в США в 1982 году, 11,4 млн. зрителей в США в 1985 году, 6,1 млн. зрителей в США в 2002 году, всего - 139,7 млн. зрителей в США
Оценка - 9 (из 10)

Философская фантастическая сказка

К 20-летию фильма “Е.Т., Инопланетянин” Стивен Спилберг решил выпустить его новую версию с оцифрованным звуком и добавленными спецэффектами, однако сделать это так тонко, чтобы зрители, некогда полюбившие эту ленту, даже и не заметили никаких изменений. Единственное, что Спилберг демонстративно изъял из картины, это оружие в руках полицейских и спецагентов, которые преследуют ребят, мчащихся на велосипедах, чтобы увезти инопланетное создание на лесную поляну, откуда тот будет наконец-то забран прилетевшим за ним звездолётом. Режиссёр, ставший за это время отцом шестерых детей - своих и приёмных, хотел окончательно превратить свой фильм в добрую фантазийную сказку, где ничто не угрожает дружбе детей и Е.Т., и уже не может быть никаких сомнений, что он точно вернётся на свою далёкую планету целым и невредимым.
А в наш кинопрокат лента под названием “Инопланетянин” вышла в тот момент, когда стало известно о некоем странном существе в городе Кыштым в Челябинской области, которого прозвали Алёшенькой-хорошим. Его подобрала одинокая пожилая женщина, обихаживала, пока не попала в больницу, а в её отсутствие этот самый Алёшенька умер от голода. И теперь японцы, считающие, что это был инопланетянин, готовы отдать большие деньги за мумию “кыштымского феномена”.
Дело вовсе не в том, являлся ли Алёшенька-хороший отставшим от своих собратьев пришельцем, подобно спилберговскому Е.Т., или же плодом губительных мутаций, вполне возможных в столь неблагополучном с экологической точки зрения районе. Просто подлинная реальность с большей очевидностью подчеркнула иллюзорность и прекраснодушие создателя “Инопланетянина”, не только верящего в “близкие контакты третьего вида”, но и наивно, по-детски, сказочно убеждённого, что доброта спасёт мир, и никакое создание, будь то Е.Т. или же Алёшенька из Кыштыма, не пострадает от человеческой безучастности.
Кстати, в фильме “Е.Т., Инопланетянин” прежде всего стоит обратить внимание на то, что беззащитного Е.Т., по стечению обстоятельств оставленного космическими сородичами на Земле, спас десятилетний мальчик Эллиот, в английском имени которого начальной и последней буквами являются как раз Е и Т. Такая мелкая деталь позволяет лучше понять близкую Стивену Спилбергу идею о единстве человека и космоса, взаимосвязи и взаимозависимости земной и звёздной стихий, необходимости контакта и понимания по отношению к своему инопланетному “двойнику”, как бы ни был он внешне непохож и даже на первый взгляд страшен и неприятен. Спилберг снял великолепную фантастическую сказку, которую в какой-то степени можно считать продолжением или своеобразной лёгкой адаптацией его более научно-фантастической картины “Близкие контакты третьего вида”.
Жанр фантазии, действие которой развёртывается на Земле, в Калифорнии, в городке с комфортабельными коттеджами, когда удивительное и невероятное существуют буквально рядом, стал, благодаря Стивену Спилбергу, в том числе и из-за его дальнейших продюсерских усилий, настоящей программой для суперзрелищного кино. Лидер этого направления открыл целый материк Неизведанного, которое вовсе не стоит искать в космических далях. Наш мир полон собственных тайн и загадок, уже за порогом дома могут подстерегать увлекательные и странные приключения, впрочем, и в самом доме, вероятно, таится нечто необъяснимое. Спилберг придумал современную сказку, пригодную для эпохи научно-технического прогресса и компьютеризации, но по-старому добрую, даже сентиментальную и трогательную до слёз.
Блеск визуальных и звуковых эффектов (за то и другое - премии “Оскар”), изобретательная режиссёрская выдумка, мощь величественной музыки Джона Уильямса (ещё один “Оскар” в коллекции маэстро, верного спутника Стивена Спилберга) призваны увлечь зрителей разного уровня и возраста, сделать зрелище занимательным и незабываемым. И всё же беспрецедентному успеху этого подлинного “фильма для всех” (вплоть до 1997 года, когда повторно были выпущены “Звёздные войны”, именно “Е.Т., Инопланетянин” возглавлял список рекордсменов, а стоил-то всего лишь $10,5 млн.!) в немалой степени способствовало другое.
Прежде всего - это гуманистический пафос поведанной истории, планетарный или, точнее, вообще межпланетный призыв к доверию и любви ко всему сущему, на что пока инстинктивно способны только дети. Также важна тема родного дома, которая представлена ностальгически (словно воспоминание о собственном детстве), патетически (ведь Е.Т. мечтает вернуться на свою планету) или иронически, в духе постмодернизма (вид маскарадного Йоды, известного героя из “Звёздных войн”, вызывает у инопланетянина грустный возглас “Дом!”). Простые сказки, пусть и в сверхновой, супертехничной упаковке, всегда мудры. Хотя и остаются часто лишь благими пожеланиями, которыми, как известно, вымощена дорога в ад.
Subscribe

  • Есть такие девушки в Санкт-Петербурге!

    Вообще-то меня недолюбливает питерская кинотусовка на протяжении десятилетий. А вот обычные читатели и зрители чаще относятся благожелательно. На…

  • Они были октябрьскими

    Я уже вспоминал года три назад о том, что отвозил осенью 1977 года свою громадную курсовую работу о творчестве Марлена Мартыновича Хуциева на его…

  • "А я, приятель, сед"

    Еду вчера в лифте, смотрю на своё отражение в зеркале. Оказывается, не только борода у меня седая, но и голова тоже. Постарел за трудами праведными.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Есть такие девушки в Санкт-Петербурге!

    Вообще-то меня недолюбливает питерская кинотусовка на протяжении десятилетий. А вот обычные читатели и зрители чаще относятся благожелательно. На…

  • Они были октябрьскими

    Я уже вспоминал года три назад о том, что отвозил осенью 1977 года свою громадную курсовую работу о творчестве Марлена Мартыновича Хуциева на его…

  • "А я, приятель, сед"

    Еду вчера в лифте, смотрю на своё отражение в зеркале. Оказывается, не только борода у меня седая, но и голова тоже. Постарел за трудами праведными.