На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«РЕБЁНОК РОЗМАРИ» (Rosemary's Baby)
США. 1968. 136 минут.
Режиссёр Роман Полянский (Roman Polanski)
Автор сценария Роман Полянский (Roman Polanski) по одноимённому роману Айры Левина (Ira Levin) 
Оператор Уильям Фрейкер (William Fraker)
Главный художник Ричард Силберт (Richard Sylbert)
Художник Джоэл Шиллер (Joel Schiller)
Композитор Кшиштоф Комеда (Krzysztof Komeda)
Использована музыка Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven)
В ролях: Миа Фэрроу (Mia Farrow), Джон Кассаветес (John Cassavetes), Рут Гордон (Ruth Gordon), Сидни Блэкмер (Sidney Blackmer), Морис Эванс (Maurice Evans), Ралф Беллами (Ralph Bellamy), Виктория Ветри (Victoria Vetri), Пэтси Келли (Patsy Kelly), Элиша Кук-младший (Elisha Cook Jr.), Эммалайн Хенри (Emmaline Henry)
Премии: «Оскар» и «Золотой глобус» за второплановую женскую роль (Рут Гордон), «Давид» Донателло» в Италии лучшей иностранной актрисе (Миа Фэрроу - поровну с Барброй Стрейзанд / Barbra Streisand, сыгравшей в фильме «Смешная девчонка» / Funny Girl), приз Французского синдиката критиков за лучший иностранный фильм по итогам 1969 года
Кассовые сборы - ориентировочно $31 млн. (в пересчёте по состоянию на 2006 год - $155,7 млн.), поскольку прокатная плата составила $15 млн.
Оценка - 9,5 (из 10)

Мистический фильм ужасов

Завоевав известность в Европе лентами «Отвращение», «Тупик» (её сам режиссёр почему-то считает лучшей в своём творчестве) и «Бал вампиров», 34-летний Роман Полянский снял первую картину в Америке по только что вышедшему в свет мистическому роману Айры Левина. Причём именно экранизация принесла шумную славу литературному первоисточнику. Этот роман много раз переиздавался и стал бестселлером. А фильм Полянского, тоже пользовавшийся большим успехом (скромный бюджет в размере $3,2 млн. был превзойдён почти в десять раз!) вызвал к жизни также и телевизионную серию о дальнейшей судьбе «ребёнка Розмари». Чем же привлекла американцев лента, появившаяся на экранах 12 июня (странно, что не 6.6) 1968 года?
Польские кинематографисты даже претендовали на своеобразное первенство в раскрытии темы дьяволизма в кино, ссылаясь ещё на картину «Мать Иоанна от ангелов» Ежи Кавалеровича. Но заслуга Романа Полянского не в том, что он открыл собственной работой целое направление фильмов о современном оккультизме, создал как бы моду на «экранный демонизм», а прежде всего в том, что он привнёс в эту типичную американскую ленту черты европейской культуры. Постановщик связал мистический жанр с многовековыми философскими поисками в литературе, начиная со средневековой мистерии о Фаусте. Он включил рассказываемую историю в контекст «старосветских» кинематографических традиций Фридриха Вильгельма Мурнау и Карла Теодора Дрейера. Мастерски, виртуозно, блестяще использовал обозначенную лишь пунктирно в их картинах о вампирах своего рода гофмановскую манеру повествования, когда искусно сочетается реальное и иллюзорное, подлинное и выдуманное, вполне объясняемое на примитивном житейском уровне и сверхъестественное, потустороннее.
С этой точки зрения «Ребёнок Розмари» совершенен, многомерен, стереоскопичен, предлагая воспринимать изображаемый мир, как и тот, что находится вокруг нас, в амбивалентном и даже полисмысловом преломлении. Поскольку двойственность, неоднозначность и множащаяся интерпретируемость всего сущего тесно взаимосвязана с изначальной дихотомностью бытия, разделённого на свет и тьму, добро и зло, божественное и дьявольское. Вот и кино по своей сути является абсолютно инвариантным, подчас взаимоисключающим по подходу к отображению реальности, одновременно документирующим происходящее и превращающим его в безусловную фикцию, вроде бы останавливающим мгновение и искусственно продлевающим в момент очередной демонстрации фильма. Можно сказать, что и кинематограф - такой же плод недопустимой связи, нового грехопадения, как и дитя Князя тьмы, которое якобы должно появиться на свет (в самом сочетании слов - тотальный нонсенс!) от земной женщины, и именно это окажется давно предсказанным приходом Антихриста.
Сюжет «Ребёнка Розмари» действительно укладывается в рамки страшной, запредельной, сатанинской истории, которая непостижимым образом случилась с молодой женой нью-йоркского малоизвестного актёра Гая Вудхауса. Бедная Розмари поначалу и не подозревает о принадлежности мужа к некой секте, поклоняющейся самому Дьяволу, а в итоге оказывается жертвой, принесённой лично Сатане ради рождения его сына в облике человеческом. Но великолепно нагнетаемая Полянским атмосфера ужаса предполагает и совершенно обыденную, приземлённую, лишённую какой-либо мистики, «десатанизированную» трактовку. Впечатлительная молодая женщина слишком обострённо и нервно воспринимает окружающую реальность, находясь в непривычной для себя обстановке и среди незнакомых людей (по данному мотиву «Ребёнок Розмари» считается срединной частью условной трилогии Романа Полянского про квартирантов, которая была начата «Отвращением» и завершена «Жильцом») особенно после того, как она забеременела и ждёт ребёнка.
Этот фильм стал объектом своего рода культа в Америке (и ныне входит в число 250-ти самых популярных, по мнению пользователей imdb), хотя из его создателей лишь актриса Рут Гордон, сыгравшая пожилую соседку, которая вызывает наибольшие подозрения у Розмари, была удостоена премии «Оскар» за второплановую роль. Но вот в собственной судьбе Романа Полянского картина отозвалась трагически, заставив кое-кого строить глубокомысленные гипотезы насчёт материализации экранных ужасов в подлинной действительности. Спустя год после выхода ленты на экраны США беременная жена режиссёра, американская актриса Шэрон Тейт, была зверски убита 9 августа 1969 года бандой Чарльза Мэнсона, новоявленного «мессии», своеобразного «дьявола во плоти».
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Старому котику будет легче запрыгивать

    После долгого перерыва начали опять спрашивать про трёхтомную киноэнциклопедию "Почти сорок четыре тысячи". А экземпляров-то ещё полно у…

  • Спасибо, что нежный

    Одна знакомая женщина-критик написала мне вчера: "Посмотрела твой фильм. Все очень хорошо. Не ожидала, что ты нежный". Я ответил:…

  • Самопознание победило тревогу

    Закончил составлять музыкальную справку по фильму "...и будет дочь". Сочинённая Андреем Щитовым первая тема главной героини, названная мною…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • Старому котику будет легче запрыгивать

    После долгого перерыва начали опять спрашивать про трёхтомную киноэнциклопедию "Почти сорок четыре тысячи". А экземпляров-то ещё полно у…

  • Спасибо, что нежный

    Одна знакомая женщина-критик написала мне вчера: "Посмотрела твой фильм. Все очень хорошо. Не ожидала, что ты нежный". Я ответил:…

  • Самопознание победило тревогу

    Закончил составлять музыкальную справку по фильму "...и будет дочь". Сочинённая Андреем Щитовым первая тема главной героини, названная мною…