На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Отечественные фильмы в советском кинопрокате

Стоило лишь обнародовать список по посещаемости зарубежных фильмов в советском кинопрокате, как за час увеличилось количество моих френдов в ЖЖ, а тем более комментов. Наверно, немногие знакомы с моим перечнем отечественных лент, опубликованным в 1998 году в книге "Своё кино". Поэтому из патриотических побуждений я тут его размещаю - пока что первую часть (причём изрядно намучился, пытаясь это сделать в данном посте).

Предпринимая публикацию списка кассовых лидеров отечественного кинопроката за 50 лет (с 1940 по 1989 годы), трудно избавиться от ощущения, что касаешься некой запретной темы, вызывающей негодование тех, кто десятилетиями скрывал даже от профессионалов (не говоря уже о самих зрителях, посещавших кинотеатры) какие-либо статистические данные по советскому кино. А в среде творцов всегда было принято отзываться о "кассе" и прокатных результатах с крайним пренебрежением, более того - с презрением и цинизмом. Самовлюбленным создателям было намного приятнее хранить видимость, что все они без исключения необходимы публике. Киноначальству было удобнее манипулировать авторами, провоцируя возникновение тайн, домыслов и раздраженных сплетен вокруг зрительского успеха-неуспеха лент, порождение устойчивых кинематографических мифов, которые теперь трудно опровергнуть. 
Миф первый, устраивающий "несчастных творцов" - все сколько-нибудь талантливые произведения если не запрещались, то обязательно "зажимались" в прокате при помощи переброски цифр из одной графы в другую, искусственного ограничения тиража, создания иных невыгодных условий проката. Сейчас можно услышать, что якобы полочными были такие популярные фильмы, как "Республика ШКИД" и "Один из нас" Геннадия Полоки, "Женя, Женечка и "катюша" Владимира Мотыля, более "трудные" картины "Короткие встречи" Киры Муратовой, "Фокусник" Петра Тодоровского, "Каменный крест" Леонида Осыки, "Любить" Михаила Калика, "Цвет граната" Сергея Параджанова (но все они шли в прокате и собрали аудиторию от 1 до 4,5 млн зрителей - цифры по нынешним временам фантастические!). Например, количество копий ленты "Один из нас" (несмотря на то, что "Интервенция", предыдущая работа Полоки, действительно легла на полку) составило умопомрачительную цифру - 1763, почти на 300 больше, нежели у третьей серии официозного "Освобождения".

Кстати, с подобными идеологическими кинотворениями связан иной миф, будто бы насаждаемый властями. Вопреки расхожему мнению, что по указке свыше срочно изменялись невысокие показатели фильмов так называемых генералов от режиссуры, в списке рекордсменов проката, имеющих свыше 20 миллионов посещений, почти нет абсолютно незрелищных картин. Та же упомянутая киноэпопея "Освобождение" Юрия Озерова (особенно первые серии) на самом деле пользовалась популярностью в народе. А вот его же "Солдаты свободы" совершенно не случайно (не помогли даже воинские части, поголовно отправленные на просмотры) не получили такого резонанса. Что уж говорить о проигнорированных публикой (опять же вопреки давлению сверху) "Красных колоколах" Сергея Бондарчука. Самый замечательный пример бессилия любого диктаторского режима перед неискоренимой потребностью зрителей смотреть только то, что им хочется - это невероятные результаты 1952 года (Сталин еще жив!): четыре серии трофейного "Тарзана", несмотря на препоны, опередили "Незабываемый 1919-й", ныне благополучно забытую ленту Михаила Чиаурели во славу вождя. И можно понять обиду киноначальства из-за того, что вполне приемлемая для него мелодрама "Москва слезам не верит" не только отстала ровно на 7 млн от чемпионских показателей пресловутой "Есении" (вот где истоки любви к мексиканским "мыльным операм"), но и уступила в том же 1980 году приключенческому боевику "Пираты ХХ века", тираж которого был в полтора с лишним раза меньше.

С другой стороны, есть некие вроде бы загадочные истории, связанные с исчезновением популярных фильмов из списка лидеров проката (к сожалению, не все из них удалось восстановить). Можно легко развеять предположения социолога Даниила Дондурея еще в N12 "Киноведческих записок" относительно того, что существуют разные системы подсчета посещаемости: по одним данным "Пираты ХХ века" и "Москва слезам не верит" имеют соответственно 104,0 и 98,0 млн (то есть больше, чем у "Есении"), по другим - 87,6 и 84,4 млн. Все проще простого: при многократном переписывании цифр не очень внимательные специалисты даже не потрудились их проверить при помощи обычного арифметического действия: умножить количество копий фильма на показатель посещаемости одной копии, чтобы получить верный результат. А можно ли, допустим, поверить в то, что комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" Леонида Гайдая имела всего 39,6 млн, а рекордсменом в 1965 году стала... детская лента "Какое оно, море?" Эдуарда Бочарова с показателем 65,0 млн?! И в единственном обнародованном в печати в названном номере "Киноведческих записок" списке чемпионов проката ряда лет (не будем принимать в расчет явно неполный перечень кассовых картин "Ленфильма" в N8 журнала "Сеанс") отсутствуют такие успешные в зрелищном плане фильмы, как "Достояние республики", "Цыган", "Вертикаль", "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Чайковский", "Пароль не нужен", "Я - Шаповалов Т.П.".

А "Всадник без головы" Владимира Вайнштока, исключенный по неведомой причине даже из таблиц для внутреннего пользования сотрудников Главкинопроката в 80-е годы, вдруг взлетел на немыслимые высоты, поскольку любой из вновь приведенных в различных изданиях результатов - 69,0, 68,6 или 68,5 млн - обеспечивает место в десятке лучших за всю историю. Но все-таки есть глубинные законы зрительских предпочтений - и отечественная версия романа Майн Рида никак не могла обойти в прокате три серии приключенческих "Неуловимых мстителей", а также зарубежные хиты того же жанра - "Великолепная семёрка", "Золото Маккенны", "Спартак", "Виннету - сын Инчу-Чуна", "Зорро". Имеющаяся в распоряжении цифра 51,7 млн больше соответствует действительности (тем более, что в этом случае "Всадник без головы" является соседом по списку не только "Приключений Али-Бабы и сорока разбойников", но и комедийного вестерна "Человек с бульвара Капуцинов"). А еще чуть ниже в таблице следуют другие отечественные образцы историко-приключенческого кино, в том числе в жанре "плаща и шпаги" - "Гусарская баллада", "Достояние республики", "Последняя реликвия". То есть выстраивается определенный типологический ряд.

При знакомстве и по возможности перепроверке статистических данных, полученных в различных источниках (видимо, наиболее точная информация после преступного уничтожения всей картотеки - кому-то это было выгодно! - в момент ликвидации Главкинопроката осталась только в Госкомстате, откуда эти сведения можно получить теперь только за немалые деньги - но вдруг нынешнее Федеральное агентство по культуре и кинематографии спохватится и надумает всё восстановить), самым интересным было именно это. Обнаружение некой подспудной закономерности, возникновение неожиданных сопоставлений между фильмами, оказавшимися близкими партнерами по списку лидеров проката... Приводя столь обширный перечень зрелищных свидетельств не канувшего в Лету, несмотря ни на что, такого громадного материка, как советское кино, хотелось бы лишь того, чтобы это не оставалось неизвестным или хранящимся где-то на полке за семью печатями, а исследовалось и анализировалось любым желающим, главное - любящим и ценящим эту кинематографическую Атлантиду ХХ века.

Первая часть таблицы кассовых рекордсменов, знаменательно замыкаемая самым последним хитом советского кинопроката ("Интердевочка" Петра Тодоровского в 1989 году), отражает верхний уровень зрительских запросов. Хотя по версии ряда прогнозистов совершенно непредсказуем успех свыше 50 миллионов (все-таки хорошо, что у нас, в отличие от американцев, статистика велась не по сборам, измеряемым в деньгах, а по количеству посещений, что не подлежит инфляции), можно при первом приближении наметить круг особо почитаемых тем и жанров. Наряду с эксцентрикой, проявляющейся в ряде непохожих картин (подобные комические сцены наличествуют даже в мелодраматических лентах "Москва слезам не верит" и "Маленькая Вера", трагических фильмах "Калина красная", "А зори здесь тихие..." и "В бой идут одни "старики"), кроме тяги к приключенческой стихии (боевики, авантюрные истории из минувших времен, а прежде всего - детективы о разведчиках, шпионах и всех прочих, кто вольно или невольно внедрился в чужую среду) и понятного влечения к мелодраматическим переживаниям, также главенствует эстетика народного киноромана. Это может быть экранизация русской классики ("Война и мир"), военная эпопея ("Освобождение"), роман о частных судьбах на фоне исторических событий ("А зори здесь тихие...", "Судьба", "Русское поле", "Любовь земная", "Офицеры", "Даурия", "Бабье царство", "Тихий Дон") или современные социальные произведения с особым уровнем обобщения (не только "Москва слезам не верит" и "Маленькая Вера", но и более приключенческие картины - "Экипаж", "Петровка, 38").

 

1. "Пираты XX века" (ст. имени Горького, 1980, приключенческий боевик Бориса Дурова) 87,6 миллиона зрителей при тираже 1244 копии, а также самый высокий за всю историю показатель на копию - 70,4 тысячи

2 (2-3). "Москва слезам не верит" (Мосфильм, 1980, социальный роман-мелодрама Владимира Меньшова) по 84,4 млн. на серию при тираже 1910 копий

3 (4). "Бриллиантовая рука" (Мосфильм, 1969, эксцентрическая комедия Леонида Гайдая) 76,7 млн. при тираже 2079 копий

4 (5). "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" (Мосфильм, 1967, эксцентрическая комедия Леонида Гайдая) 76,5 млн. при тираже 1474 копии

5 (6). "Свадьба в Малиновке" (Ленфильм, 1967, историко-революционная эксцентрическая комедия Андрея Тутышкина) 74,6 млн. при тираже 1815 копий

6 (7-8). "Экипаж" (Мосфильм, 1980, кинороман Александра Митты с элементами фильма-катастрофы) по 71,1 млн. на серию при тираже 1556 копий

7 (9). "Операция "Ы" и другие приключения Шурика (Мосфильм, 1965, эксцентрическая комедия Леонида Гайдая) 69,6 млн. при тираже 1197 копий

8 (10-11). "Щит и меч" (Мосфильм, 1968, военный героико-приключенческий фильм Владимира Басова) 1 серия "Без права быть собой" - 68,3 млн., 2 серия "Приказано выжить" - 66,3 млн., тираж - 1974 копии

9 (12). "Новые приключения неуловимых" (Мосфильм, 1969, историко-революционный эксцентрический фильм Эдмонда Кеосаяна) 66,2 млн. при тираже 1920 копий

10 (13-14). "А зори здесь тихие..." (ст. имени Горького, 1973, военно-героический кинороман Станислава Ростоцкого с элементами мелодрамы) по 66,0 млн. на серию при тираже 1717 копий

11 (15). "Человек-амфибия" (Ленфильм, 1962, фантастическая мелодрама Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва) 65,4 млн.при тираже 1285 копий

12 (16). "Джентльмены удачи" (Мосфильм, 1972, эксцентрическая комедия Александра Серого) 65,0 млн. при тираже 1471 копия

13 (17). "Табор уходит в небо" (Мосфильм, 1976, романтическая мелодрама-экранизация Эмиля Лотяну) 64,9 млн. при тираже 1384 копии

14 (18). "Калина красная" (Мосфильм, 1974, трагическая мелодрама Василия Шукшина) 62,5 млн. при тираже 1446 копий
15 (19). "Афоня" (Мосфильм, 1975, комедия нравов Георгия Данелии) 62,2 млн. при тираже 1573 копии

16 (20-21). "Корона Российской империи, или Снова Неуловимые" (Мосфильм, 1973, героико-эксцентрическая комедия Эдмонда Кеосаяна) по 60,8 млн. на серию при тираже 1411 копий

17 (22). "Иван Васильевич меняет профессию" (Мосфильм, 1973, эксцентрическая комедия Леонида Гайдая с элементами фантастики) 60,7 млн. при тираже 1568 копий

18 (23). "Мачеха" (Мосфильм, 1973, мелодрама Олега Бондарева) 59,4 млн. при тираже 876 копий

19 (24-25). "Служебный роман" (Мосфильм, 1978, служебная комедия-мелодрама Эльдара Рязанова) по 58,4 млн. на серию при тираже 1723 копии

20 (26-27). "Война и мир" (Мосфильм, 1966, исторический роман-экранизация Сергея Бондарчука) 1 серия "Андрей Болконский": 1 часть - 58,3 млн., 2 часть - 58 млн., тираж - 2805 копий

21 (28-29). "Судьба" (Мосфильм, 1978, военно-героический кинороман Евгения Матвеева с элементами мелодрамы) по 57,8 млн. на серию при тираже 1469 копий

22 (30). "Русское поле" (Мосфильм, 1972, социальный кинороман Николая Москаленко с элементами мелодрамы) 56,2 млн. при тираже 1724 копии

23 (31-32). "Освобождение" (Мосфильм, 1970, военная киноэпопея Юрия Озерова) фильм 1 "Огненная дуга" - 56,1 млн., фильм 2 "Прорыв" - 56,0 млн., тираж - 2202 копии
24 (33-34). "Маленькая Вера" (ст. имени Горького, 1988, социальный кинороман Василия Пичула) 56 млн. на серию

25 (35). "Спортлото-82" (Мосфильм, 1982, эксцентрическая комедия Леонида Гайдая) 55,2 млн. при тираже 976 копий

26 (36-37). "Сильные духом" (Свердловская ст., 1968, военный героико-приключенческий фильм Виктора Георгиева) 1 серия - 55,2 млн., 2 серия - 54,6 млн., тираж - 1687 копий
27 (38). "Женщина, которая поёт" (Мосфильм, 1979, мелодрама-музыкальный фильм Александра Орлова) 54,9 млн. при тираже 1296 копий

28 (39). "Неуловимые мстители" (Мосфильм, 1967, историко-революционный эксцентрический фильм Эдмонда Кеосаяна) 54,5 млн. при тираже 1447 копий

29 (40). "Трактир на Пятницкой" (Мосфильм, 1978, постреволюционный криминально-приключенческий фильм Александра Файнциммера) 54,1 млн. при тираже 1238 копий

30 (41). "Петровка, 38" (ст. имени Горького, 1980, милицейский кинороман Бориса Григорьева) 53,4 млн. при тираже 1379 копий

31 (42). "Офицеры" (ст. имени Горького, 1971, героический кинороман Владимира Рогового) 53,4 млн. при тираже 1748 копий

32 (43-44). "Приключения Али-Бабы и 40 разбойников" (Узбекфильм-Индия, 1980, приключенческая сказка-экранизация Латифа Файзиева и Умеша Мехры) по 52,8 млн на серию при тираже 1218 копий

33 (45). "Всадник без головы" (Ленфильм при участии Кубы, 1973, историко-приключенческая экранизация Владимира Вайнштока) 51,7 млн.

34 (46). "Трембита" (Свердловская ст., 1969, героико-эксцентрическая комедия Олега Николаевского) 51,2 млн. при тираже 1666 копий

35 (47). "Любовь земная" (Мосфильм, 1975, социальный кинороман Евгения Матвеева с элементами мелодрамы) 50,9 млн. при тираже 1454 копии

36 (48). "Человек с бульвара Капуцинов" (Мосфильм, 1987, комедийный вестерн Аллы Суриковой) 50,6 млн.

37 (49-50). "Даурия" (Ленфильм, 1972, историко-революционный кинороман Виктора Трегубовича) по 49,6 млн на серию при тираже 1462 копии

38 (51). "Бабье царство" (Мосфильм, 1968, социальный кинороман Алексея Салтыкова) 49,6 млн. при тираже 1905 копий

39 (52). "Невероятные приключения итальянцев в России" (Мосфильм-Италия, 1974, эксцентрическая комедия Эльдара Рязанова) 49,2 млн. при тираже 1755 копий

40 (53). "Гусарская баллада" (Мосфильм, 1962, историческая героико-эксцентрическая комедия Эльдара Рязанова) 48,6 млн. при тираже 1731 копия

41 (54). "Путь в Сатурн" (Мосфильм, 1968, военный героико-приключенческий фильм Виллена Азарова) 48,2 млн. при тираже 1675 копий

42 (55-56). "Тегеран-43" (Мосфильм при участии Швейцарии, 1981, героико-приключенческий кинороман Александра Алова и Владимира Наумова) по 47,5 млн на серию при тираже 1324 копии

43 (57-58). "ЧП - Чрезвычайное происшествие" (ст. имени Довженко, 1959, героико-приключенческая драма Виктора Ивченко) по 47,4 млн на серию

44 (59-60). "Достояние Республики" (ст. имени Горького, 1972, историко-революционный приключенческий фильм Владимира Бычкова) по 47,1 млн на серию

45 (61). "Тихий Дон" (ст. имени Горького, 1957, историко-революционный кинороман Сергея Герасимова) 1 серия - 46,9 млн., данные по прокату 2 и 3 серии найти не удалось

46 (62). "Не может быть!" (Мосфильм, 1975, эксцентрическая комедия Леонида Гайдая) 46,9 млн. при тираже 1601 копия

47 (63-64). "Щит и меч" (Мосфильм, 1968, военный героико-приключенческий фильм Владимира Басова) З серия "Обжалованию не подлежит" - 46,9 млн., 4 серия "Последний рубеж" - 46,9 млн., тираж - 1997 копий

48 (65). "Простая история" (ст. имени Горького, 1960, социальная повесть-мелодрама Юрия Егорова) 46,8 млн.

49 (66-67). "Любовь Яровая" (Ленфильм, 1953, историко-революционная героико-приключенческая драма Яна Фрида) по 46,4 млн. на серию

50 (68). "Оптимистическая трагедия" (Мосфильм, 1963, историко-революционная драма Самсона Самсонова) 46 млн. при тираже 1022 копии

51 (69). "Полосатый рейс" (Ленфильм, 1961, эксцентрическая комедия Владимира Фетина) 45,8 млн. при тираже 1284 копии

52 (70). "Над Тиссой" (Мосфильм, 1958, шпионско-героический фильм Дмитрия Васильева) 45,7 млн.

53 (71). "Карнавальная ночь" (Мосфильм, 1956, комедия-дивертисмент Эльдара Рязанова) 45,6 млн.

54 (72). "Свадьба с приданым" (Мосфильм, 1953, лирическая комедия Татьяны Лукашевич и Бориса Равенских) 45,3 млн.
55 (73). "Последняя реликвия" (Таллинфильм, 1971, историко-приключенческий фильм Григория Кроманова с элементами комедии) 44,9 млн. при тираже 1086 копий

56 (74). "Самая обаятельная и привлекательная" (Мосфильм, 1985, лирическая комедия Геральда Бежанова) 44,9 млн. при тираже 1112 копий

57 (75). "Застава в горах" (Мосфильм, 1953, шпионско-героический фильм Константина Юдина) 44,8 млн.

58 (76). "Иван Бровкин на целине" (ст. имени Горького, 1959, социальная комедия Ивана Лукинского) 44,6 млн.

59 (77). "Несовершеннолетние" (ст. имени Горького, 1977, молодёжная драма Владимира Рогового) 44,6 млн. при тираже 1018 копий

60 (78). "Любовь и голуби" (Мосфильм, 1984, мелодрама-комедия Владимира  Меньшова) 44,5 млн. при тираже 1155 копий

61 (79). "В бой идут одни "старики" (ст. имени Довженко, 1974, военно-героическая драма Леонида Быкова) 44,3 млн. при тираже 1616 копий

62 (80). "Голубая стрела" (ст. имени Довженко, 1959, шпионско-героический фильм Леонида Эстрина) 44,2 млн.

63 (81-82). "Интердевочка" (Мосфильм, 1989, социальная мелодрама Петра Тодоровского) по 44 млн на серию

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →