На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«ЩЕЛЧКИ»
СССР. 1973. 80 минут.
Режиссёр Резо Эсадзе
Авторы сценария Фридрих Горенштейн, Резо Эсадзе 
Оператор Юрий Воронцов
Художник Тенгиз Самсонадзе
Композитор Яков Бобохидзе
В ролях: Зураб Капианидзе, Рамаз Чхиквадзе, Кахи Кавсадзе, Лео Антадзе, Резо Эсадзе, Гия Перадзе, Карло Саканделидзе, Давид Папуашвили
Оценка - 6,5 (из 10)

Сатирическая комедия

Любопытно, что поиски хоть какой-либо информации об этом фильме, увиденном мною ещё во время прохождения практики на «Мосфильме» весной 1975 года, заняли гораздо больше времени, нежели написание рецензии. Я уж было отчаялся что-нибудь узнать о ленте Резо Эсадзе, снятой им на родине, в Грузии, после нескольких лет сотрудничества на «Ленфильме», пока не догадался обратиться в кабинет отечественного кино во ВГИКе, где некогда работал, а поэтому припомнил, что была там тоненькая папочка с вырезками из газет, посвящённая Эсадзе. И действительно - обнаружились в ней две рецензии в республиканской прессе, датированные январём 1974 года, когда и была показана по грузинскому телевидению картина «Щелчки», которую дальше практически не пустили, а сам режиссёр изредка демонстрировал её коллегам.
Зато фильм запомнился, прежде всего, своей необычной интонацией, пожалуй, отличающейся от типично грузинского незлобивого юмора и даже от ряда иронически-сатирических выпадов, которые содержались в «Необыкновенной выставке» (позже Эльдар Шенгелая сделает более язвительную картину «Голубые горы, или Неправдоподобная история») или в «Кувшине» и «Городке Анара» Ираклия Квирикадзе. Наверно, можно было бы приписать хлёсткость и остроту высказывания в «Щелчках» (между прочим, точное название для едкой комедии) влиянию московского автора Фридриха Горенштейна, который писал главные сочинения в стол, а в конце 70-х годов вообще переселился в ФРГ.
Однако Эсадзе потом снимет, пожалуй, лучшую свою работу - «Мельница на окраине города» (1981), которую телевизионное начальство воспримет с раздражением, но всё-таки покажет по ЦТ, вероятно, надеясь, что мало кто поймёт и оценит глубинный абсурдизм запечатлённой на экране вроде бы обычной действительности советских времён. А в «Щелчках» вот это «местное кафкианство вкупе с беккетовщиной» пока что преподано на внешнем - частично эксцентрическом или сатирическом - уровне, да к тому же замаскировано под более привычные грузинские короткометражки о людях и нравах.
Но остроумный финал с разрыванием бумажных препон и уничтожением громадных букв из титров, валяющихся где-то на лоне природе (там как раз отдыхали от трудов праведных служащие некоего учреждения из первой новеллы), подводит абсурдистский итог всему этому бесцельному и унылому существованию «мелких людишек», для кого нет уже ничего ценного в жизни - одно лишь равнодушие, непротивление, подобострастие и подхалимаж.
2008
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments