На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«АВИАТОР» (The Aviator)
США при участии ФРГ. 2004. 170 минут.
Режиссёр Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Автор сценария Джон Логан (John Logan)
Оператор Роберт Ричардсон (Robert Richardson)
Главный художник Данте Ферретти (Dante Ferretti)
Художники Мартен Жандрон (Martin Gendron), Роберт Гуэрра (Robert Guerra), Мишель Лалиберт (Michele Laliberte), Клод Паре (Claude Paré), Реаль Пру (Réal Proulx), Дэниел Росс (Daniel Ross), Лори Роубозэм (Lori Rowbotham), Лука Транкино (Luca Tranchino)
Композитор Хауард Шор (Howard Shore)
Песня «Встряхни эту штуку» (Shake That Thing) Чарли «Папы» Джексона (Charlie ‘Papa’ Jackson)
В ролях: Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio), Кейт Блэншет (Cate Blanchett), Кейт Бекинсейл (Kate Beckinsale), Джон Райлли (John Reilly), Алек Болдуин (Alec Baldwin), Алан Алда (Alan Alda), Иэн Холм (Ian Holm), Дэнни Хьюстон (Danny Huston), Гуэн Стефани (Gwen Stefani), Джуд Ло (Jude Law), Адам Скотт (Adam Scott), Мэтт Росс (Matt Ross), Келли Гарнер (Kelli Garner), Фрэнсис Конрой (Frances Conroy), Брент Спайнер (Brent Spiner), Стенли Де Сантис (Stanley DeSantis), Эдвард Хёррманн (Edward Herrmann), Уиллем Дэфо (Willem Dafoe), Кеннет Уолш (Kenneth Walsh)
Премии: 5 «Оскаров» - за второплановую женскую роль (Кейт Блэншет), работу оператора, художника-постановщика (Данте Феррети) и декоратора (Франческа Ло Скьяво / Francesca Lo Schiavo), художника по костюмам (Сэнди Пауэлл / Sandy Powell) и монтажёра (Телма Скунмейкер / Thelma Schoonmaker), 3 «Золотых глобуса» - за лучшую драму, главную мужскую роль в драме и музыку, «Золотой сателлит» за визуальные эффекты (Роберт Легато, Питер Трейверс, Мэтью Грацнер, Р. Брюс Стайнхаймер - Robert Legato, Peter Travers, Matthew Gratzner, R. Bruce Steinheimer) - поровну с создателями спецэффектов в ленте «Дом летающих кинжалов» (Ши миань май фу), 4 приза БАФТА - за фильм, второплановую женскую роль, работу художника-постановщика и за грим (Мораг Росс, Кэтрин Блондел, Шэн Григг - Morag Ross, Kathryn Blondell, Sian Grigg), специальная премия «Серебряная лента» в Италии за работу художника-постановщика, киноприз MTV за главную мужскую роль в 2005 году
Кассовые сборы - $102,6 млн. в США (в пересчёте по состоянию на 2008 год - $112,3 млн.), $213,7 млн. в мире
Посещаемость - 16,2 млн. зрителей в США, 1 млн. зрителей в ФРГ
Оценка - 6,5 (из 10)
 
Биографическая ретро-драма
 
Фильм Мартина Скорсезе вышел ровно за год до столетия Хауарда Хьюза - миллиардера, авиатора, кинопродюсера, «одного из величайших любовников» Америки, умершего довольно странно, хотя и вся жизнь этого человека считалась экстравагантной. Но в «Авиаторе», созданном не без личной инициативы актёра Леонардо Ди Каприо, который впервые прочитал книгу о Хьюзе и весьма заинтересовался им ещё в двадцатилетнем возрасте, схвачено как раз главное. Хауард Хьюз, непонятый многими и осмеиваемый в качестве эксцентричного безумца, всё же был ярким и неординарным представителем «американы» (как сами американцы определяют сущностные черты своего многонационального менталитета).
Проще всего увидеть в этой работе Скорсезе приметы типичного «голливудского академизма», хотя он так и не получил долгожданную премию «Оскар». Вообще-то в Голливуде, который является, несомненно, эгоцентричной системой, склонной к нарциссизму, всегда обожали истории из собственного мира кино, порой прощая с немалым опозданием даже тех, кто посмел демонстративно выделиться из ранжира и существовать наперекор остальным. Кстати, Хьюз даже по росту (1 м 93 см) уж точно не вписывался в общий строй, а, кроме того, оказался всего лишь в 24-летнем возрасте создателем «независимого кино», работая внестудийно и опровергая успевшие стать в конце 20-х годов уже незыблемыми правила корпоративного голливудского творчества. Нетрудно понять, что и для Мартина Скорсезе, который проделал сорокалетний путь от съёмок малобюджетных фильмов далеко за пределами студийной системы до чересчур дорогостоящих проектов Голливуда, пример этого первопроходца по-своему близок и дорог.
Помнится, у его друга и коллеги Фрэнсиса Форда Копполы была лента под знаменательным названием «Такер: Человек и его мечта», где, между прочим, одним из персонажей, на короткое время представленных на экране, являлся фанатик авиации Хауард Хьюз, действительно схожий с автомобильным конструктором Престоном Такером по маниакальному отношению к осуществлению собственных мечтаний. Вот и слоган «Авиатора» гласит: «Некоторые люди мечтают о будущем. А он строил его». И самая последняя фраза, которую неоднократно повторяет Хьюз словно в шизофреническом бреду, касается «пути в будущее», куда он лично был устремлён всю свою жизнь. Да и одна из песен Джорджа Гершвина, звучащих среди прочих в «Авиаторе», называется символично: «Я построю лестницу в рай». Это кино - о человеке, который создаёт не только самого себя, но и пытается изо всех сил изменить мир вокруг, максимально приблизив его к будущему.
Большой чудак и оригинал, Хауард Хьюз превратился со временем чуть ли не в записного сумасшедшего: разные мании и фобии, а также многочисленные травмы, полученные в авиакатастрофах, на самом деле способствовали развитию у него психических отклонений в последние 25 лет жизни. Но в трактовке режиссёра и, разумеется, исполнителя главной роли, которому тоже не привыкать к всевозможным слухам и сплетням относительно себя, он предстаёт законченным мечтателем-идеалистом. Как пошутила актриса Кэтрин Хепбёрн, связанная в течение ряда лет романтическими отношениями с Хьюзом, который одновременно крутил романы и с другими звёздами Голливуда, «в Хауарде Хьюзе слишком много Хауарда Хьюза». И вообще этот американец родом из Техаса был «чересчур американцем», как и упомянутый Такер, строивший прекрасные иллюзии насчёт автомобильной промышленности. Им обоим, опередившим своё время, было тесно в рамках конвейерного производства, который придумал и воплотил в жизнь более прагматичный Генри Форд. Они-то предпочитали фантазировать, удивляться и удивлять, чаще всего витая в облаках, причём Хьюз - и в буквальном смысле этого слова.
Можно по-разному отнестись к почти трёхчасовой биографической ретро-драме Мартина Скорсезе, где он ещё хотел признаться в своей любви к кинематографу вообще и к «золотой поре Голливуда» в частности, тщательно и фанатично копируя даже цвет прежних фильмов в системе «Синемаколор» или «Техниколор». Но живой классик американского кино заслуживает хотя бы уважения за то, что искренне ценит благородную и бескорыстную стороны человеческой мании. Когда Хауард Хьюз даёт показания перед сенатской комиссией, обвиняющей его в бездумной растрате государственных денег, то признаётся лишь в личной увлечённости делом, которым он занят, и в своей готовности с лёгкостью потратить на это всё личное состояние. Что следует принять и за авторское высказывание постановщика картины, которому нечего стыдиться израсходованных стомиллионных бюджетов «Авиатора» и «Банд Нью-Йорка». Всё-таки они ушли на эпическую реализацию «американской мечты» на экране.
2005
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal