На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«АМАРКОРД» (Amarcord)
Италия-Франция. 1974. 127 минут.
Режиссёр Федерико Феллини (Federico Fellini)
Авторы сценария Федерико Феллини (Federico Fellini), Тонино Гуэрра (Tonino Guerra)
Оператор Джузеппе Ротунно (Giuseppe Rotunno)
Художник Данило Донати (Danilo Donati)
Композитор Нино Рота (Nino Rota)
В ролях: Бруно Дзанин (Bruno Zanin), Магали Ноэль (Magali Noël), Пупелла Маджо (Pupella Maggio), Армандо Бранча (Armando Brancia), Чиччо Инграссия (Ciccio Ingrassia), Луиджи Росси (Luigi Rossi), Джузеппе Янигро (Giuseppe Ianigro), Нандо Орфеи (Nando Orfei), Джанфилиппо Каркано (Gianfilippo Carcano), Жозиан Тандзилли (Josiane Tanzilli), Ферруччо Брембилья (Ferruccio Brembilla)
Премии: «Оскар» за лучший иноязычный фильм, «Давид» Донателло» продюсеру Франко Кристальди (Franco Cristaldi) за лучшую итальянскую ленту - поровну с «Хлебом и шоколадом» (Pane e cioccolata)
Оценка - 10 (из 10)
 
Ностальгическая сатирическая притча
 
Один из самых лучших, удивительнейших, восхитительных фильмов Федерико Феллини. И спустя десятилетия после первого просмотра он вспоминается с нежностью и любовью, словно вызывающий ностальгию эпизод из собственной биографии. На романьольском диалекте курортного городка Римини на побережье Адриатики, где родились и Феллини, и его соавтор по сценарию, поэт Тонино Гуэрра, «Амаркорд» как раз и означает «я вспоминаю». Магия феллиниевского гения превращает полуавтобиографические моменты довоенного детства в условиях фашистской диктатуры Муссолини в проникновенные сцены лирической поэмы общечеловеческого содержания. Она говорит о робких надеждах и призрачных мечтах, о бессознательном влечении к красивому и идеальному миру, который таится где-то по ту сторону сказочно густого тумана, о неиссякаемой жажде праздника жизни и торжества её необоримого творческого начала.
Радости ощущения бытия во всех его разноликих проявлениях не может помешать даже помпезно-официозная, фальшиво-показная церемония фашистского парада, которая обнажает ложное величие и патологическую гигантоманию ущемлённого, вывихнутого сознания, будто лишённого жизнеспособности. Провинциальный мирок пустеющего в зимний сезон городка у моря, который изнывает от скуки, потеряв всякий смысл существования без красок, мишуры, увлечений и забав периода курортных отпусков (подобный мотив был заявлен режиссёром ещё в ранней ленте «Маменькины сынки»), вдруг распахивается до пределов целой Вселенной. Он пробуждается от обволакивающего сна, засасывающей зимней спячки благодаря серии феерических дивертисментов, волшебных аттракционов - как-то: внезапного снегопада, уже упоминавшегося тумана, встречи с соблазнительной местной красоткой со сладким прозвищем Угощайтесь или своеобразного сакрального ритуала Сретенья - свидания людей на пирсе с обворожительным белым пароходом в прибрежной дымке...
Маэстро кино устраивает это чудесное зрелище по законам неутомимой памяти и карнавального искусства, преображающего реальность. Словно кудесник или иллюзионист из цирка, обожаемого им с детских лет, Федерико Феллини творит на экране пригрезившуюся, воображаемую действительность, которая с лёгкостью вдохновения и искромётностью фантазии покидает оставшийся далеко внизу бренный мир быта. Но, как ни странно, именно сказочное перевоплощение обычной жизни в царство причудливых видений и покоряющих образов воспринимается словно высокая правда искусства, истинная поэзия духа, глубинная красота всего сущего.
Изумительный оператор Джузеппе Ротунно искусно и с внутренней деликатностью материализует полёт феллиниевского гения, очаровывая навсегда врезающейся в память зримой формой ярких художественных откровений итальянского мастера. Композитор Нино Рота, которого неизменно приглашал Феллини для участия в работе над своими фильмами, создал в «Амаркорде» особо нежные (dolci) и трогающие душу мелодии. Они лучше всего передают впечатление сладостного сна-воспоминания о том, чего, может, и не было на самом деле, а только представилось-примечталось долгими зимними вечерами в детском сознании, которое всегда ищет нечто необычное и озаряющее неземным светом.
«Амаркорд» - именно фейерверк загаданных и исполненных желаний, сбывшиеся цветные грёзы наяву, настоящий «волшебный фонарь», красочное кинематографическое представление, замечательный иллюзион, триумф неудержимой выдумки творца, личная интроспекция автора, которая неуловимо стала исповедью каждого из нас, кто познакомился с этим шедевром кино. Трудно поверить, что кому-то из зрителей картина Феллини не напомнила самые светлые мгновения - пусть даже и в безрадостном детстве. Так что она просто не могла не получить премию «Оскар» за лучшую иноязычную ленту в США. А незадолго до своей кончины Федерико Феллини удостоился уже пятой по счёту позолоченной статуэтки - почётного «Оскара» за творчество в целом.
1995

fischer_1
2006-10-03 11:52 am (local)(ссылка)<input ... >Выбрать
На мой взгляд, одна из лучших Ваших рецензий. Хотя сам фильм ценю не так высоко. Всё-таки некоторые истории, например с дядей, залезшим на дерево, грубоваты.


snezhana
2006-10-03 04:18 pm (local)(ссылка) <input ... >Выбрать
"Амаркорд" - весьма и весьма!
(Без его отголосков "Малена" Торнаторе совершенно бы была никчемным фильмом).


vlush
2006-10-03 04:37 pm (local)(ссылка) <input ... >Выбрать
Забавный пассаж.
А без "Сладкой жизни", что стало бы с фильмом "В движении"?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • А кто седяща одесную?

    Продолжая составлять монтажный лист фильма "...и будет дочь", сделал сейчас неожиданное открытие для самого себя - примерно в той точке,…

  • Читайте титры, господа!

    Вот в кинотеатрах мне как-то совестно оставаться до самого последнего титра в фильме (да и не всегда это дозволяют сделать). Зато при домашнем…

  • Самого главного словами не опишешь

    Ещё во вгиковские времена я обратил внимание на то, что по монтажным листам вообще сложно представить себе фильм, если его к тому же не видел. И чем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments