На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:
«ФОРРЕСТ ГАМП» (Forrest Gump)
США. 1994. 142 минуты.
Режиссёр Роберт Земекис (Robert Zemeckis)
Автор сценария Эрик Рот (Eric Roth) по роману Уинстона Грума (Winston Groom) 
Оператор Дон Бёрджесс (Don Burgess)
Главный художник Рик Картер (Rick Carter)
Художники Лесли МакДоналд (Leslie McDonald), Уильям Джеймс Тигарден (William James Teegarden)
Композитор Алан Сильвестри (Alan Silvestri)
В ролях: Том Хэнкс (Tom Hanks), Робин Райт (Robin Wright), Гэри Синиз (Gary Sinise), Сэлли Филд (Sally Field), Майкелти Уильямсон (Mykelti Williamson), Майкл Коннер Хамфриз (Michael Conner Humphreys), Ханна Р. Холл (Hanna R. Hall), Хейли Джоэл Осмент (Haley Joel Osment), Сэм Андерсон (Sam Anderson), Питер Добсон (Peter Dobson)
Премии: 6 «Оскаров» - за фильм, режиссуру, адаптированный сценарий, главную мужскую роль, монтаж (Артур Шмидт - Arthur Schmidt) и визуальные эффекты (Кен Рэлстон, Джордж Мёрфи, Стивен Розенбом, Аллен Холл - Ken Ralston, George Murphy, Stephen Rosenbaum, Allen Hall), 3 «Золотых глобуса» - за лучшую драму, режиссуру и главную мужскую роль в драме, 3 приза Национального совета обозревателей - за фильм (поровну с «Криминальным чтивом» / Pulp Fiction), главную и второплановую (Гэри Синиз) мужские роли, премия БАФТА за визуальные эффекты (Кен Рэлстон, Джордж Мёрфи, Стивен Розенбом, Даг Чян, Аллен Холл - Ken Ralston, George Murphy, Stephen Rosenbaum, Doug Chiang, Allen Hall), «Аманда» в Норвегии и «Чешский лев» в Чехии за лучший иностранный фильм
Кассовые сборы - $329,7 млн. в США (в пересчёте по состоянию на 2007 год - $534 млн.), $677,4 млн. в мире
Посещаемость - 78,9 млн. зрителей в США
Оценка - 7,5 (из 10)

Трагикомическая притча

Фильм Роберта Земекиса, всеамериканский феномен 1994 года, не только стал тогда самым кассовым (сборы только в США превзошли бюджет в 6 раз) и удостоился шести «Оскаров», включая главный («Форрест Гамп» обыграл такого соперника, как «Криминальное чтиво»). Но и ныне он находится на 22-м месте среди наиболее популярных кинопроизведений в американском прокате за всю историю, а также был назван 76-м по опросу Американского киноинститута в 2007 году относительно лучших лент всех времён и народов. Интересно, что рекламная кампания во время выпуска «Форреста Гампа» проводилась таким образом, что создавалось впечатление: постановщик трёх серий фантастической супрезрелищной картины «Назад в будущее», вновь снял нечто необычное, экстравагантное, связанное с путешествием во времени.
Заглавный герой, выходец из южного (а в понимании многих - заведомо патриархального и консервативного) штата Алабама, действительно странствует по всей Америке в 50-80-е годы, оказываясь, так или иначе, очевидцем исторических событий в жизни нации, буквально влезая в кадры кинохроники, которые запечатлели известных политических деятелей эпохи от Джона Кеннеди до Рональда Рейгана и популярных певцов от Элвиса Пресли до Джона Леннона. Как раз эти виртуозные по техническому исполнению моменты (авторы визуальных эффектов во главе с Кеном Рэлстоном, разумеется, получили «Оскар») крутились на ТВ, порождая иллюзию, что Форрест Гамп - некий человек-хамелеон (как алленовский Зелиг), словно внедряющийся «вперёд в прошлое».
Но предшественниками нового All American Hero, который в миг оказался культовой фигурой середины 90-х годов (даже престижные политические журналы посвятили несколько статей явлению «гампизма», а по всей Америке стали возникать клубы «гампоманов»), следует считать не комиксовых или фантазийных персонажей из других произведений «бэби-бумеров», включая самого Земекиса. Хотя нельзя не отметить, что Форрест Гамп - как бы идеальный представитель этого поколения, вечный ребёнок, не меняющийся в течение сорока лет своей жизни (его экранная биография завершается в середине 80-х), беспечное дитя нации, которое зря вырвано за пределы родного уклада и семейного очага.
Притчевые бунтарские «кукушки» и философски мудрые «простодушные» из таких блистательных фильмов, как «Кто-то полетел над гнездом кукушки» Милоша Формана (по роману Кена Кизи), «Будучи там» Хэла Эшби (по книге Ежи Косиньского) и «Мир по Гарпу» Джорджа Роя Хилла (по бестселлеру Джона Эрвинга), всё-таки принадлежали «бурным шестидесятым» или «горьким семидесятым». И даже ссылки на явную перекличку «Форреста Гампа» с социальными комедиями Фрэнка Капры, воспевавшими в кино 30-х годов идеалы рузвельтовской программы «просперити», поверхностны и приблизительны. Капровские чудаки, которые были сыграны Гэри Купером и Джеймсом Стюартом, легко поддавались на политическую демагогию и призывы к благоденствию, проповедуя с экрана любовь и заботу о «каждом Джоне Доу», живущем в Америке. А с наивного и глупого Форреста Гампа, который имеет IQ 75 (в школы США принимают детей с коэффициентом интеллекта не ниже 80) и не по своей воле замешан во многих крупных событиях третьей четверти ХХ века, вся эта дребедень и шелуха сходит как с гуся вода.
Во влиятельном издании «Вэрайети» в первом отклике на ещё не возвеличенную ленту назвали не без основания Форреста Гампа «самоимбецилом» и сравнили со страдающим аутизмом персонажем Дастина Хофмана из «Человека дождя». Кстати, попутно надо отметить парадоксальное сходство между двумя картинами и в том, как нелегко они появились на свет. «Человека дождя» собирались снимать, как минимум, пять режиссёров, из-за этого сценарий постоянно переписывался. А продюсер Уэнди Файнермен девять лет мечтала экранизировать сатирический роман Уинстона Грума, прежде чем нашла поддержку на крупной студии «Парамаунт».
«Ближайшими родственниками» Гампа являются именно ущербные герои из фильмов, созданных в пострейгановские времена, на рубеже 80-90-х годов - кроме «Человека дождя» (4 «Оскара»), надо назвать «Рождённого четвёртого июля» (лента об инвалиде войны во Вьетнаме была награждена лишь двумя «Оскарами», однако один из них - за режиссуру) и «Запах женщины» (как раз за роль слепого офицера в отставке выдающийся актёр Аль Пачино получил, наконец-то, свой «Оскар» - причём с восьмой попытки). Да и сыгранный Томом Хэнксом в «Филадельфии» молодой адвокат, больной СПИДом, отмечен «Оскаром» по соображениям political correctness. Так что неудивительно, что второй год подряд он удостоился этой премии за роль «славного ненормального».
Картина Роберта Земекиса - в гораздо меньшей степени явление искусства или образец этического поступка автора. Она интересна как психологически-социологический тест, поскольку Форрест Гамп стал будто выразителем подспудных настроений американцев, уставших от борьбы за существование, гонки за преуспеванием и двухвекового стремления к Great American Dream. Ведь он, остановившись после трёх лет непрерывного бега по Америке (от океана до океана), так и заявляет растерянным последователям: «Я устал». Вот капровский мистер Дидс в пьяном виде провозглашал идею «Назад к природе». А так и не поумневший в скитаниях по свету Гамп возвращается назад к своей семье и отныне будет растить более сообразительного, чем он сам, сына. Для американцев в середине 90-х годов эта бесхитростная мысль оказалась чуть ли не откровением. «Гампизм» им пришёлся определённо к лицу!

1994/2007
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments