На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Государству должно быть стыдно!

Этот фильм набирает силу по мере приближения финала - горького, страшного, беспощадного…
Хотя всем тем, кто привык к «чернухе», «мракухе» и прочей матерщине в современном российском кино, даже восторгаясь беспросветным и вообще мерзким образом нашей родины на экране, что успел возникнуть в гнетущем воображении авторов, которые следуют принципу «чем хуже, тем лучше», лента «1210» Арсения Гончукова наверняка покажется полулюбительским опытом давно вышедшего из моды социально-психологического кинематографа. То-то и на отечественные фестивали пока что не берут данную картину, которая явно не вписывается в необходимый тренд и вообще представляется чужеродной, к тому же снята на собственные деньги (а ещё помогли пользователи в Интернете и друзья Гончукова, умудрившегося потратить на «истинно своё кино» всего лишь 20 тысяч долларов!) - и уже по этой причине может быть отнесена к самодеятельному творчеству.


Но те, кто занимается графоманией на экране, как правило, склонны к понтовому самовыражению и уж точно чураются остросоциальной тематики. Их это вовсе не волнует и даже бесит - впрочем, как и создателей «унылого арт-хауса», которые нередко используют антураж «немытой России» в спекулятивных и конъюнктурных целях, чтобы получше продаться на зарубежные фестивали, а если повезёт, то и попасть в ограниченный прокат в какой-либо европейской стране, как это произошло, например, с «Портретом в сумерках» (тоже снят на фотоаппарат и обошёлся в $20 тыс.), фильмом небесталанным, но не безошибочным, в том числе с моральной точки зрения. Вот и «1210» начинается как вполне арт-хаусное кино - многозначительное и тягучее. И есть некоторые сценарные и режиссёрские просчёты в первой трети, когда мы ещё толком не знаем историю героя и пока не догадываемся, к кому именно он обращается со своими горестно-безумными монологами, глядя прямо в камеру - как будто нам в глаза. Кстати, уже в этот момент нельзя не оценить точную психологическую правду существования в кадре, причём на крупном плане, мало кому ведомого Роберта Вааба, актёра из Эстонии, который играет шестидесятитрёхлетнего Николая Баранова, отставного офицера, некогда участвовавшего в боевых действиях в Афганистане, где погиб и его сын Юрий по прозвищу Юшка. А основной сюжетный конфликт заключается в том, что Баранова лишили ветеранской надбавки в размере 1210 рублей - и он идёт в собес за выяснением этой несправедливости. Попутно мы узнаём, что Елена, дочь Баранова, уговорила отца продать его долю на жилплощадь, а самого отправиться, по всей видимости, в «дурку», потому что он страдает от приступов психической агрессии из-за перенесённой на войне контузии.
В финальных титрах есть упоминание о том, что лента основана на реальных событиях. И ведь таких случаев трагического исхода судеб бывших «афганцев» на самом-то деле существует не один и не два. Однако и без этого обстоятельства примерно две трети картины Арсения Гончукова не только убеждают в том, что подобное возможно, но и (что гораздо важнее) заставляют почувствовать, насколько реальность, представленная на экране, по-настоящему реальна, узнаваема до мелочей, вовсе не сочинена ради «чёрного словца» (ради красного уже никто не выдумывает!). Она может показаться неловкой, неуклюжей, неприглаженной и непричёсанной, застигнутой как бы врасплох, подсмотренной изнутри - а прежде всего, лишённой «эстетизации мерзостей жизни», что как раз присуще российскому арт-хаусу, в котором даже грязь, смрад и похоть должны выглядеть всё равно красиво, словно это глянец наоборот!
Последняя треть фильма «1210» (между прочим, название обманчиво - можно подумать, что речь идёт об исторических событиях в Древней Руси; хотя есть, кроме упоминания суммы в 1210 рублей, ещё и отсылка к 12 октября, дате злополучного боя в Афганистане, где погибла почти вся рота Баранова) становится более обобщённой и в немалой степени иносказательной, чему причиной не одни лишь мистические мотивы, наконец-то прорывающиеся наружу. Это ж не частная история обиды бывшего офицера на власть и государство, где не ценят и вообще презирают отдельного человека, который был как бы лишним и надоедливо путающимся под ногами практически во все времена отечественной государственности. Разумеется, кино про «афганский синдром» страны, не только не преодолённый, но и загнанный глубоко в подкорку нации, исподволь мучающий и саднящий, как рана. А главное - вольный или невольный парафраз на тему «маленького человека», теряющегося в жерновах несправедливой общественной системы: от «Шинели» Гоголя до «Обиды» Шукшина.
Опять «человека забыли»!
И самое обидное заключается вот ещё в чём: подобно тому, как герой этой ленты обманут государством в плане денег, так и фильм о нём вынужденно снят без какой-либо финансовой помощи всяких министерств, фондов и организаций, не может быть показан зрителям при участии прокатных компаний, которым глубоко наплевать на российское кино, особенно социальное. И поэтому автор, уже вложившийся с друзьями и коллегами на свой страх и риск в эту картину, должен по собственной инициативе искать напрямую выходы на те кинотеатры, где в качестве исключения продемонстрируют «1210» бесплатно на паре сеансов.
Государству должно быть стыдно!


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments